Последние годы Турция последовательно стремится установить лидерство в регионе. Кроме того, в Анкаре не скрывают ностальгических амбиций по османскому империализму, так называемому "турецкому халифатству". Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил эксперт, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, известный политолог, тюрколог Виктор Надеин-Раевский. По его словам, действия Турции во внешней политике во многом зависят от ситуации внутри страны.

"Я бы сказал, что турецкая внешняя политика связана с внутренними процессами самым непосредственным образом. Например, усиление исламистских элементов в стране прямо пропорционально росту антиизраильских и антиамериканских настроений. На примере Израиля это прослеживается наиболее отчетливо, так как чрезмерно жесткая корректировка отношений с Тель-Авивом после инцидента с "Флотилией Свободы", агрессивная риторика в адрес Израиля, отказ от сотрудничества во многих важных сферах и пр. - все это результат давления электората правящей партии "Справедливости и развития", - заметил Надеин-Раевский.

В целом, по мнению эксперта, такое развитие событий было вероятно с тех самых пор, когда у власти оказалась команда нынешнего премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. "Сколь бы умеренными исламистами они ни были, они исламисты. Именно этим обусловлено желание перенять лидерство в исламском мире. За прошлый год президент Сирии Башар Асад - добрый друг и верный товарищ Анкары - превратился в злейшего врага, и сегодня Турция в составе "суннитской коалиции" усиленно борется против него, одновременно стремясь занять главенствующие позиции в этой неформальной структуре", - подчеркнул он.

Востоковед указал на тот факт, что именно Турция занимается организаторской деятельностью в процессе разжигания сирийского конфликта. "Саудовская Аравия, Катар - да, они участвуют, и Турции это на руку - пусть они платят деньги, пусть засылают людей. Но это усилиями Анкары из сирийской "оппозиции" сделали некое подобие армии, укомплектовали оппозиционное военное хозяйство наемниками, способствовали сглаживанию острых углов внутри самой этой "оппозиции". Кроме того, основной трафик боевиков проходит в Сирию как раз через территорию Турции, которая идеально подходит для этого. В общем, турецкий вклад намного больше, чем у остальных членов "суннитской коалиции", - отметил собеседник.

По мнению Виктора Надеина-Раевского, основная цель Турции в Сирии заключается в свержении Башара Асада, поскольку тот является алавитом, с последующим установлением там суннитского режима. "Это, в частности, направлено против Ирана, так как Сирия является основным и, по сути, единственным стопроцентным союзником Ирана в регионе, через которого пролегали многие важные для Тегерана каналы. Например, поддержка ХАМАС, Кроме того, Дамаск последовательно поддерживал региональные инициативы Ирана, который в случае падения Асада этой поддержки лишится",- заметил тюрколог, добавив, что во всей этой канители не последнюю роль играет фактор религии, так как исчезновение ближневосточного "шиитского пояса" сотрет в порошок амбиции относительно роли морального лидера исламского мира.

"Турции в этом деле помогают монархии Персидского залива, в особенности сауды. Они, по всей видимости, решили, что с Ираном как с сильным региональным игроком "пора кончать". Это также соответствует интересам Турции. Этим и обусловлено обилие антииранской, а также антироссийской риторики, которой в последнее время не брезгают лидеры монархий", - считает собеседник.

В целом, полагает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, Турция сегодня активно помогает НАТО, способствуя отбросу стран региона в каменный век. "Это удобная и довольно оригинальная форма сотрудничества с двумя лагерями - исламским миром и НАТО. Альянс сегодня очень настойчиво добивается раздробления региона, который слишком быстро развивается, тем самым угрожая благополучию "золотого миллиарда". Естественно, на Западе это никому не нравится, отсюда и "арабская весна", и волнения, нестабильность, перевороты, реки крови и, конечно, исламисты у власти. И в этой ситуации нужна Турция. Турции же нужны союзники для борьбы с Ираном, один на один с которым Анкара не выстоит. В итоге все телодвижения Турции согласовываются с Вашингтоном: Анкара пытается совместить союзнические обязательства со своими региональными и глобальными амбициями", - отметил Надеин-Раевский, при этом подчеркнув, что чрезмерное усиление Турции, как и любой другой страны региона, тоже не особо устраивает Европу и США.

Реджеп Эрдоган, по мнению эксперта, в сложившейся ситуации уверен, что "удержится в седле", а после свержения властей в Сирии и вовсе окажется на самом красивом коне. "Победителей не судят. В сентябре в Турции одной международной организацией был проведен опрос общественного мнения, по результатам которого, около 80% выразились против вмешательства в сирийские дела. Однако Эрдоган не особо принимает в расчет это обстоятельство, будучи уверенным в своих силах, тем более что ему удалось вдребезги разбить своих оппонентов внутри страны. Под предлогом громких дел убрали военных, а заодно и весь цвет оппозиции. Причем, все это делалось под одобрение ребят из ЕС - чем они думали, не совсем понятно", - заметил он.

Тем не менее, такой курс приведет к тому, что турецкая власть приобретет противников внутри страны, уверен ученый. В частности, к уже существующей курдской проблеме прибавится недовольство ряда нацменьшинств, а также около 12 млн алавитов, проживающих на территории этой страны и поддерживающих Башара Асада.