Декан факультета кинематографии Тбилисского государственного университета, кинорежиссер Дато Джанелидзе участвовал в первом с 2008 года фестивале искусств Грузии, проходившем в Санкт-Петербурге с 28 ноября по 5 декабря. Он рассказал корреспонденту ИА REGNUM, что контакты между кинематографистами России и Грузии не прерывались, не смотря ни какие политические катаклизмы.

ИА REGNUM: В России не так много информации о том, что происходит в культурной сфере Грузии. Самый известный случай - отстранение и совсем недавнее возвращение худрука Тбилисского театра имени Шота Руставели Роберта Стуруа. А в кино что-то подобное происходило?

Нет, такого не было. Да и тот случай не вписывается в нормальные рамки. Но шуму было много еще и потому, что речь шла всё-таки о Роберте Стуруа, выдающемся театральном режиссёре, которого знают не только в Грузии и России, но и в остальном мире.

ИА REGNUM: Политические отношения между Россией и Грузией очень непростые. Это отразилось на кинематографических связях?

Как раз за неделю до петербургского фестиваля искусств Грузии, в Тбилиси проходил фестиваль российского кино. Привезли очень много картин. Фестиваль проходит третий или даже четвертый год подряд: приезжают актеры, режиссеры, сценаристы, критики, и мы все общаемся.

ИА REGNUM: За последние годы на творческих факультетах в грузинских вузах студентов стало меньше?

Нет, как было, так и осталось. У всех, конечно разные, политические взгляды - в Грузии идут споры, но студентов, артистическую часть эти изменения не слишком коснулось.

ИА REGNUM: А сегодняшние студенты больше хотят снимать кино или продюсировать? Нет ли дисбаланса в нынешнем образовании?

Дисбаланс есть. У нас нет отдельного продюсерского факультета, есть лишь группа, которая учится в магистратуре. Связано это больше с традицией, потому что профессионального продюсерского обучения никогда ведь не было, и все кто этим занимается - самоучки.

ИА REGNUM: А европейские или американские специалисты преподают у вас?

Да, мы приглашаем и из Европы, и из Штатов. Но в любом случае на короткий срок, самая большая продолжительность курса - полтора месяца. Они учат, как организовать проект, продвигать его, о больше теории, о практике рассказывают самоучки. Или зовем тех, кто проявил талант в этом деле. Есть интересные, хорошие продюсеры, но у них нет такого профессионального образования.

ИА REGNUM: Сколько в Грузии снимается полнометражных фильмов в год?

Где-то 10-12 картин. Это очень много для Грузии. Правда, две трети из них для внутреннего проката. А три-четыре участвуют в кинофестивалях, получают награды. Это фильмы, которые финансируются государством. У нас есть Грузинский Национальный киноцентр. Все - и документальные, и художественные, и анимационные проекты - проходят конкурс. И из многих сценариев выбираются в год 2-3, иногда 4.

ИА REGNUM: То есть государство поддерживает национальное кинопроизводство финансово?

Конечно. Это как фонд. В случае получения национального гранта потом легче получить поддержку от европейских фондов. Хотя если проект интересный, он в любом случае пробьется.

ИА REGNUM: А законодательно государство оказывает поддержку? Налоговыми льготами, к примеру.

Этот разговор начался у нас уже давно - речь шла о том, чтобы снять с производства фильмов налог в 20 %, НДС. Мы надеемся, что это произойдёт уже в следующем году, и тогда иностранным кинематографистам будет уже интересно снимать фильмы в Грузии. Ведь многие приезжают из Европы, даже из Америки и делают малобюджетные картины. У нас же можно снимать в одно время года и снежные горы, и море.

ИА REGNUM: Совместное кинопроизводство поощряется?

Конечно. Было несколько таких проектов - с испанцами, французами, американцами. И здесь устраивается уже отдельный конкурс на кинопродукцию, именно для продюсеров.

ИА REGNUM: А на каких условиях национальный фонд выделяет средства на съемки? Следует ли потом возвращать какой-то процент?

Возвращать вообще ничего не надо. Таким образом просто поощряется производство национальных фильмов.

ИА REGNUM: Частный капитал смотрит в сторону отечественного кинематографа?

Конечно! Ну, вот можно мой случай привести в качестве примера. Я получил от киноцентра где-то треть бюджета. Остальное - фонды и частный капитал как раз. Он заинтересован в участии в производстве кино.

ИА REGNUM: Грузинским картинам удается конкурировать с американскими? На внутреннем рынке, разумеется.

С американцами никому не удается конкурировать, только с индийским фильмам. Да и то лишь на своем рынке, больше нигде. Это исключено. Здесь очень просто стоит вопрос - важно сохранить культуру, которая называется грузинское кино, оно ведь в свое время очень сильный резонанс имело. И в последние годы вроде бы возвращается на европейские кинофестивали.

ИА REGNUM: В петербургскую кинопрограмму фестиваля искусств Грузии были включены картины из разных эпох - "Моя бабушка" 1929 года и те, что были сняты в постсоветское время. Связь нынешнего грузинского кино с советским сохранилась?

Сохранилась, конечно. Тем более что многие режиссеры, снимавшие в 1960-е, когда грузинское кино расцвело, еще живы.

ИА REGNUM: А как обстоит дело с кинонаследием? Сохраняются ли пленки, чтобы молодые кинематографисты могли их смотреть, изучать.

Очень плохо хранятся. Специального хранилища фактически нет. В основном все негативы хранятся до сих пор в Госфильмофонде. А для оцифровки даже одного фильма требуются очень большие средства.

ИА REGNUM: Как вы думаете, культурные мероприятия, фестивали, встречи творческих людей между собой могут помочь восстановлению наших отношений?

Я думаю, что отношения есть между людьми, авторами. Вряд ли что-то кардинально изменится в том, что касается политических отношений. Но то, что между людьми остались хорошие контакты и взаимосвязи - это видно.

Справка ИА REGNUM:

Дато Джанелидзе - режиссёр и сценарист, декан факультета кинематографии Тбилисского государственного университета.

Закончил кинофакультет Грузинского института театрального искусства имени Ш. Руставели (1981). По окончании института пришел работать на киностудию "Грузия-фильм" в качестве режиссёра. Дебютный фильм "Светлячки" (1987) получил главный приз Международного кинофестиваля в Мангейме.

Фестиваль искусств Грузии проходил в Санкт-Петербурге с 28 ноября по 5 декабря.

В программу фестиваля были включены выступления Нани Брегвадзе и ансамбль "Грузинские голоса", выступившие в Большом зале филармонии.

Кинопрограмма фестиваля, показанная в Доме Кино, состояла из трех разделов.

В раздел "Немое кино Грузии" вошли комедия Котэ Микаберидзе "Моя бабушка" (1929) и короткометражные работы Михаила Кобахидзе: "Молодая любовь"(1961), "Карусель" (1962), "Свадьба" (1964), "Зонтик" (1967), "Музыканты" (1969), "En chemin" (2003). Во второй - "Легендарное кино Грузии" были включены работы Сергея Параджанова ("Легенда о Сурамской крепости", 1984), Георгия Шенгелая ("Мелодии Верийского квартала", 1973), Ираклия Квирикадзе ("Кувшин", 1970, "Пловец", 1981) и Наны Джорджадзе ("1001 рецепт влюбленного кулинара", 1996). И в третьем были представлены современные грузинские картины: "Три дома" (2008) Зазы Урушадзе и "Постояльцы Джако" Дато Джанелидзе.