Идея возврата русских земель, оказавшихся в составе Польши после Люблинской унии 1569 года, появилась у Москвы сразу после её заключения. Об этом заявил старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский в своём выступлении на прошедшей 21 декабря в РИСИ конференции на тему "Воссоединение Белоруссии и России", посвященной годовщине Первого раздела Речи Посполитой, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

По словам Неменского, основным содержанием истории Речи Посполитой была внутренняя борьба огромного православного населения против крайнего ущемления его прав, то есть борьба порабощённого русского народа с польской властью. "Порабощённого - в прямом смысле слова, ведь западнорусская аристократия была довольно быстро сведена на нет, а основная масса населения - крестьянство - оказалось в очень жёсткой крепостной зависимости от польских господ", - подчеркнул эксперт.

Неменский отметил, что движение в поддержку духовного единства исторической Руси (а впоследствии и за политическое присоединение к России) зародилось на западнорусских землях в среде православных братств, боровшихся против притеснения со стороны католиков и униатов. "Постоянное акцентирование двусоставности и общности Великой и Малой России и признание важнейшей роли московских царя и патриарха для всего православного населения Речи Посполитой составляло основы идеологии возрождения единства Руси, объединения всех русских земель под началом Москвы", - заявил эксперт. По его словам, именно на эти идеи опиралась в конце XVIII века императрица Екатерина Великая, обосновывая права России на восточные земли Речи Посполитой.

"На памятной медали, торжественно вручавшейся по случаю разделов, был изображён российский орёл, соединяющий две части карты с западнорусскими землями, а над ним было написано "Отторженная возвратихъ". Это очень важно подчеркнуть: Россия по всем трём разделам не получила ни пяди собственно польской земли, не пересекла этнографическую границу Польши. Идеология российского участия в разделах заключалась именно в воссоединении прежде единого - Русской земли", - подчеркнул Неменский.

"Сейчас граница между территориями, отошедшими по разделам к России, и частями, взятыми Австрией и Пруссией, и является восточной государственной границей Республики Польша. И то эти границы шире, чем собственно территория польского расселения на то время. Так что можно сказать, что собственно в разделе Польши Россия вообще не участвовала: её делили между собой только Австрия и Пруссия. Россия участвовала в разделах многонационального государства "Речь Посполитая", большую часть которого составляли западнорусские земли", - отметил историк.

"К сожалению, теперь в Польше как бы забыли о том, что Варшава и собственно польские территории вошли в состав Российской империи многим позже, и это уже не было связано с разделами. Наоборот, в 1815 году императором Александром I было, вопреки обязательствам перед участниками разделов по упразднению навечно польской короны, возрождено польское королевство ("Царство польское"), и оно было соединено с Империей на условиях личной унии. Однако для польской культуры никогда не было свойственно осознание своих этнографических границ, и в этом её ярчайшее отличие от традиционной русской культуры. Поэтому осмысления качественного различия между российским участием в Разделах и событиями 1814-15 гг. так и не произошло: в польском восприятии это было лишь новым шагом России по присоединению частей старой Польши. В этом можно усмотреть корень нашего взаимонепонимания и принципиально разных трактовок истории. Причём истории не только XVIII и XIX вв., но и XX-го", - подвёл итог Олег Неменский.