Московский уровень потребления и доходов не является непременным условием политической активности, заявил ИА REGNUM руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя выводы Общественной палаты РФ, сделанные по итогам собственного потребительского индекса.

"Говоря о политической активности горожан, надо учесть, что московские митинги, начавшиеся в декабре 2011 года, отнюдь не были самыми масштабными оппозиционными акциями в России за последние годы - если взглянуть на долю их участников от числа жителей города. Можно вспомнить митинги, проходившие еще до поствыборной протестной волны. Так, митинг 30 января 2010 года в Калининграде собрал от 7000 (по оценкам МВД) до 12 000 человек. Учитывая, что население Калининграда составляет примерно 420 000 человек, это все равно, что на митинг в столице вышло бы от 170 000 до 324 000 манифестантов. Достаточно масштабным был оппозиционный митинг 24 февраля 2010 года в Архангельске или акции против повышения пошли на ввоз иномарок в конце 2008 года во Владивостоке (где экономические лозунги соседствовали с резкими политическими). Всем этим регионам по уровню потребления и доходов до Москвы, конечно, далеко. Что не мешало политической активности их жителей в то время, когда москвичи были достаточно пассивны", - отметил Нейжмаков.

"Другое дело, что именно в рамках протестной волны по итогам выборов 2011 года только в Москве оппозиционные митинги оказались столь многолюдными в течение такого длительного периода - вплоть до сентября 2012 года включительно. За пределами столицы (включая Санкт-Петербург) активность митинговавших "За честные выборы" стала быстро снижаться уже в течение декабря 2011 года", - сказал эксперт.

"С экспертами Общественной палаты РФ можно согласиться в двух вопросах, - считает Нейжмаков. -. Действительно, самые громкие проявления политической активности - крупнейшие митинги протеста последних лет - чаще были связаны со "средним классом" (это относится и к Москве, и к упомянутым более ранним акциям в Калининграде и Владивостоке). И действительно митинговая активность в столице проходила в первую очередь под политическими лозунгами. В отличие от регионов, где политические требования (включая призывы к отставке руководства страны) обычно лишь дополняли социально-экономические".

"Но это не значит, что непременным условием политической активности является именно московский уровень потребления и доходов. И тем более не свидетельствует о том, что у "среднего класса" в Москве больше политической зрелости, чем у менее обеспеченных слоев населения в регионах. Например, конкретные социально-экономические требования участников региональных митингов 2010 года или столь же конкретные мотивы голосования избирателей на местах, которые фиксировались соцопросами, более рациональны. В то время, как мотивация многих участников крупнейших московских митингов была более расплывчатой, когда, перефразируя Андрея Синявского, разногласия с властью носят "стилистический характер"", - заключил Нейжмаков.

Общественная палата РФ 17 декабря представила свой индекс потребительских цен по итогам мониторинга в 17 крупнейших городах России. Зафиксировав значительную разницу в ценах в этих городах, в Палате приходят к такому выводу: "Пока очевидно одно - гражданское общество и средний класс - это общество людей, которые имеют возможность работать не только на собственные расходы. И такая возможность пока есть только у жителей столицы. В Москве у людей остается почти 2/3 зарплаты. И здесь можно говорить о среднем классе горожан. Возможно, именно это и стало причиной роста политической активности в нашей столице. В других же городах, даже в Санкт-Петербурге, мы такой закономерности не видим".