Член общественной палаты Ленинградской области Николай Кучеров и его единомышленники из Общественной палаты Ленобласти объявили войну современным захватчикам политой кровью земли на невских берегах. В беседе с корреспондентом ИА REGNUM сегодня, 11 декабря, он аргументировано объясняет позицию тех, кто отстаивает право легендарной территории на особо охраняемый статус.

"Защищая Родину, невозможно оставаться в стороне от проблем, сохранять спокойствие, зная, как переиначивают историю. В сохранении нуждаются памятники, а главное - объективное прочтение истории. В связи с этим один важных вопросов - Невская Дубровка. Причем ситуация навеяна не только приближающимся 70-летием со дня прорыва блокады 27 января 2013 года. Наши действия продиктованы тем, что мы занялись состоянием дел, связанных с сохранением исторической правды", - объясняет он.

ИА REGNUM: В чем, собственно, заключается неправда?

Немцы, прорвав оборону, в сентябре 1941 года вышли на Шлиссельбург, замкнули внутреннее кольцо блокады, но через Ладогу оставалась возможность связи с Большой землей. Тогда было решено прорвать эту вражескую лавину, соединиться с Волховым, обеспечить железнодорожный путь - вывоз - ввоз людей и продовольствия. Поэтому была образована Невская оборонительная группировка в районе Невской дубровки и предпринята попытка прорвать кольцо.

ИА REGNUM: Какой была его роль?

Если бы фашисты прорвались через Волхов и замкнули внешнее кольцо блокады, город был бы полностью изолирован. Героическое сопротивление волховчан помогло. В значительной степени немцам, настроенным на прорыв обороны, располагавшимся на Синявинских высотах, "Невском пятачке", не давали пройти дальше наши войска, находившиеся в Невской дубровке. Половину проблемы решили они, и половину - бойцы Волховского фронта.

Гитлер поставил стратегическую задачу уничтожить Ленинград. Прежде всего, даже не как оборонный центр, а идеологически, он считал его важным политическим центром. Ленинград играл огромную моральную роль. Даже в нечеловеческих условиях город держался, и на фронтах об этом знали. И если, кроме мужества, скажем, на Ораниенбаумском плацдарме нашим войскам помогало прикрытие корабельной артиллерии, то на героически сражавшейся Невской дубровке такой артиллерии не было - место стратегически неудачное, повороты Невы никакого прикрытия не гарантируют, бойцы - под перекрестным огнем. Куда более были защищены вражеские силы - за Невой находились карьеры, где враг мог сосредоточить силы.

ИА REGNUM: Что же происходит сегодня?

Историки эту тему не очень жалуют, спорят о количестве жертв, но цифры разнятся. Одно можно сказать: как нам написал один ветеран - в течение многих лет и десятилетий левый берег Невы в половодье размывало, отваливались куски земли, но целые пласты держались, не падая в воду, потому что их сдерживали кости, оружие, еще не до конца истлевшие шинели. Мертвецы держали берег...

ИА REGNUM: Но ведь поисковики работают и сегодня?

Верно, и, кстати, доказывают, что места героических сражений - не только непосредственно сам "Невский пятачок". В конце октября я вместе с председателем Общественной палаты Юрием Трусовым участвовал в перезахоронении 330 бойцов. Тех, которых в боевых условиях хоронили. Примерно 15 человек были найдены с жетонами, из них 10 удалось прочитать. Около десятка родственников, найденных поисковиками, приехали не только из России, но и из стран СНГ. И что делает местная власть? Сужает зону боевых действий. Заслуживает уважения экспозиция Музея - панорамы. Но фактически можно было памятную панораму сохранить от музея до памятника на берегу Невы.

ИА REGNUM: Насколько близко сегодня коттеджная застройка, продажа земли касается основных мест боев?

Мы просто набрали в Интернете: "Купить участок земли на Невской дубровке. Любой поисковик наберите, и выскочит (мы проверили!) 120 тыс. ответов. Предположим даже, что около 85 тыс. связаны с уже существующими в этих местах строениями. Сараями. Но, смею утверждать, что не меньше, а то и больше 50 тыс. квадратных метров приходится столько же предложений. Каждый квадратный метр выставлен на продажу! И - никаких ограничений, никаких обременений. Хочешь овец разводи, хочешь сарай строй, хочешь баню. Близко к городу, излучина Невы - красота! На костях легко можно выстроить дачку. Сегодня местная власть формально очень старается: ставит закладные камни, проводит мероприятия по красным датам. И, вместе с тем, все идет на продажу!

ИА REGNUM: Что же следует предпринять, как спасти легендарную территорию?

Землю взрывают бульдозеры, делаются мусорные могильники. Территория не закрыта. Но неужели людям, на словах обеспокоенным потерей поколений любящих Отечество, патриотичных граждан страны, что мы будем "терять" души наших детей и дальше?! Нам нужны, необходимы поля воинской славы. Есть Бородинское. Куликово... Так почему же у нас, в Ленинградской области происходит продажа истории?! Просто скажу: люди, у нас есть такое поле, вот оно, и принадлежит не только нашему региону - это общероссийское поле славы, которому нужен особый статус. Это как курганы. Пока они не найдены, не обозначены археологами - история обесценена. Невской дубровке необходима научная военно-историческая экспертиза, которая позволит по-настоящему оценить роль происходивших здесь во время Большой войны сражений. Эту территорию надо как-то обозначить - например, посадить березки, причём сделать это как можно быстрее. Пока живы родственники погибших. Которые что-то помнят. Мы пишем письма в инстанции, но пока нас не слышат. Такая земля не подлежит продаже с молотка.

ИА REGNUM: Вероятно, круг вопросов, которые приходится традиционно решать в Общественной палате региона, так или иначе связан и с проблемами современных военных...

Не только. В Общественной палате региона я второй год. Изначально был выдвинут "Союзом советских офицеров" и, прежде всего, в этом деле меня привлекла возможность как-то образом повлиять на решения исполнительной и законодательной власти, связанные с накопившимися в ветеранской среде социальными вопросами. Кроме того, волнует, что в прошлом осталось особое отношение к офицерскому долгу, к благородному делу, заключённому в известной фразе: "Есть такая работа - Родину защищать!"

ИА REGNUM: Но ведь эти темы перекликаются...

Безусловно, с этим связано и то, что сегодня часто передёргиваются факты истории, историю переиначивают, места ожесточённых боёв, в частности, Невская Дубровка становится "разменной монетой" в ситуации, при которой каждый клочок земли, даже если речь идёт о земле, обагрённой кровью защитников Отечества - на продажу.

ИА REGNUM: Выходит, занимаетесь и насущными проблемами сегодняшнего дня?

В рамках Общественной палаты первого созыва я работал в комиссии по социально-демографической политике - повторю, что искал возможность для решения социальных вопросов. На тот момент тяжелейшей темой были невыплаты компенсаций военным пенсионерам за паек - пособий, на законных основаниях причитавшихся ветеранам военной службы.

ИА REGNUM: Помнится, в городе тогда выстраивались огромные очереди...

Верно, многих тогда потрясла смерть военного пенсионера, который вынужден был стоять в утомительной очереди на Невском проспекте, в... Ничего не добившись, почувствовал недомогание, дошёл до Казанского собора, где у него случился сердечный приступ. Врачи "Скорой" не успели - человек этот умер. Мы причастны к этой истории, занимались документами, пытаясь помочь людям получить причитающиеся суммы.

ИА REGNUM: Удалось ли восстановления права военных пенсионеров на компенсацию за паек?

Тогда, испугавшись негативных последствий, власти пошли на уступки. Но эти уступки очень быстро были инфляцией съедены. Помимо военнослужащих, досталось жёнам и вдовам: традиционно высказывались претензии со стороны жён военнослужащих: мало живете или мало замужем - разного рода придирки были в ходу...

ИА REGNUM: Помощь женам и вдовам традиционна?

Конечно. Женам и вдовам, моряков - особенно, которым многократно в течение жизни приходилось ждать мужей по несколько месяцев, а иногда по полгода и больше из морских походов. Как капитан второго ранга, отношусь к ним особенным образом, с большим уважением. Убеждён, что это одна из самых героических категорий населения России, и оставить их один на один со своими проблемами, невозможно.

ИА REGNUM: У этих людей - необычные семьи...

У меня был знакомый адмирал Щеклеин - тихоокеанский подводник, который в своё время попал в первую волну подводников, осваивающих Тихий океан. Это была легендарная биография, он стал контр-адмиралом. Представляете участь супруги? Вечно в ожидании, вечно в тревоге. Как-то ему звоню, а им обоим уже - ему девяносто, она почти ровесница, и как у многих военнослужащих заведено, трубку берёт жена. Говорю: "Василия Васильевича можно к телефону?" И слышу, как она зовёт его: "Василек!" Нужно ли что-то ещё говорить про эту семью? Поэтому, решая вопросы военных пенсионеров, мы всегда, через запятую, подразумеваем заботу об их женах.

ИА REGNUM: Считаете государственную поддержку военнослужащим недостаточной?

Когда мы начинали служить, не было какого-то коммерческого интереса, это была своего рода романтика - мы шли испытать себя. Тем более, не думали о каких-то будущих льготах, гарантиях. Подвиги, погружение, техника, традиции, форма, ритуалы, боевые задачи, парады... Помню, идёшь по улице, и слышишь, как мальчишки кричат вслед восхищенно: "Смотрите, идёт моряк!" Это потеряно. Спустя годы, выяснилось: что-то положено, законодательно вроде бы гарантированно, но не дают... По одиночке люди пытались найти правду, но это чрезвычайно тяжело. Поэтому мы и объединились в Союз офицеров.

ИА REGNUM: Можно было, только объединившись, через суд что-то доказать?

Пожалуй. Во всяком случае, с 2006 года, и именно тогда мы зарегистрировали организацию по-новому (вообще-то существует Союз с 1996 года). Сначала военнослужащих защищала Санкт-Петербургская организация, а позже пришлось заняться областью.

ИА REGNUM: Помогают ли как-то менять ситуацию рекомендации Общественной палаты Ленобласти?

В нынешнем составе палаты принимаю участие в работе социальной комиссии и комиссии по историческому, культурному и духовному наследию, которую возглавляет профессор Анатолий Кирпичников. Кроме того, я вошёл в состав еще одной комиссии - по антикоррупционной деятельности. Сейчас в трех комиссиях. Есть обязанности и перед Ленобластью, и перед городом. Не знаю, как насчёт глобальных изменений, но могу утверждать: к нашим рекомендациям прислушиваются правительство и парламент. Надеемся доказать свою правоту и в случаях с установлением исторической правды. Не случайно ведь объявили войну современным захватчикам политой кровью земли на невских берегах.

Беседовала Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

Кучеров Николай Михайлович назначен постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 29.06.2011 №724.Родился 18 мая 1952 года в с. Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области.

После окончаний средней школы работал монтером пути Южно-Уральской железной дороги. Закончив с отличием в 1976 г. штурманский факультет Каспийского Высшего ВМКУ им. С.М. Кирова, продолжил службу на кораблях и в частях ВМФ. Участник нескольких дальних походов, визитов в страны Европы, Африки, Азии.

С отличием закончил многочисленные курсы, вечерние факультеты переподготовки руководящих кадров и повышения квалификации в Киеве, Университет Марксизма-Ленинизма, Высшую партийную школу в г. Баку, в Военно-политической Академии им. В.И. Ленина в Москве, в Санкт-Петербургском международном институте "Перспектива", в Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.

Избирался депутатом районного Совета города Баку. Был председателем НПСР и депутатом Районного Собрания в Ломоносовском районе Ленинградской области. Член Центрального Совета Межрегиональной общественной организации "Союз советских офицеров" и возглавляет её Ленинградский областной филиал. Награжден медалями за безупречную службу и отличие, юбилейными и памятными медалями МО СССР, Калмыцкой ССР, Союза советских офицеров. Увлекается историей России, военно-патриотической и народной музыкой, игрой на гармони. Старший сын-офицер-подводник, с 2009 года уволен в запас по сокращению, живет на Дальнем Востоке. Младший сын, после двух лет воинской службы, работает в Ленинградской области.

Член комиссии по сохранению исторического, культурного и духовного наследия, комиссии по антикоррупционной деятельности и взаимодействию с органами правопорядка и комиссии по социальной политике Общественной палаты Ленинградской области.

В Общ палате, по решению Законодательного собрания Ленобласти, второй созыв. Живет в поселке Вилози Ломоносовского района.