Депутаты Законодательного собрания Пермского края 6 декабря приняли два самых главных стратегических документа для региона: бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов и программу Соцально-экономического развития (СЭР) на 2012-2016 годы. Депутат Законодательного собрания, член постоянно действующей рабочей группы по СЭР Алексей Луканин в интервью корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал документы.

ИА REGNUM: Алексей Александрович, в целом, как можете охарактеризовать стратегию СЭР?

Считаю, документу не хватило "амбициозности" - чётко не определены направления стратегического развития новой, инновационной экономики края. Заявленные изначально плановые показатели в программе СЭР во многих случаях не требуют значительных усилий для их достижения.

ИА REGNUM: Какие Вы бы выделили наиболее важные цели развития края, прописанные в документе?

Поддерживаю необходимость развития малого и среднего бизнеса как приоритетное направление. Надеюсь, что показатель - суммарная выручка 900 млрд рублей к 2016 году - будет достигнут. Серьёзная задача стоит и по увеличению жилищного строительства. 1,5 млн квадратных метров к 2016 году, при этом не менее половины из них должны составить дома эконом-класса. Но, также очевидно, что ряд показателей по важным отраслям не будут выглядеть так оптимистично к 2016 году.

ИА REGNUM: Например, какие?

Скажем, приведение в нормативное состояние региональных и муниципальных дорог, инфраструктурных объектов культурной сферы. Далее, несмотря на увеличение объёмов финансирования, не будет в ближайшее время решена проблема своевременного обеспечения жильём детей-сирот. И через четыре года останутся острыми вопросы укомплектованности медицинских учреждений врачами наиболее востребованных специальностей, удовлетворённость населения медицинской помощью тоже вряд ли достигнет желаемого уровня.

ИА REGNUM: Что можно сказать о принятом бюджете, какие главные особенности?

К отличительным особенностям бюджета можно отнести значительную индексацию заработной платы в бюджетном секторе и выплат социального характера. Есть новации в сфере межбюджетных отношений, которые выражены в передаче дополнительных налоговых поступлений на уровень муниципалитетов.

ИА REGNUM: Какие Вы видите сегодня недостатки документа?

К числу проблемных моментов можно отнести в первую очередь слабые темпы роста доходов краевого бюджета. Как следствие, поставленная президентом РФ задача роста заработной платы работников бюджетной сферы к 2018 году в Пермском крае фактически будет решаться за рамками горизонта бюджетного планирования, то есть после 2015 года. Кроме того, имеются опасения относительно возможностей муниципалитетов даже с учетом дополнительных доходов справиться с новыми задачами: реализацией проекта "Мамин выбор", созданием новых мест в детских садах, повышением заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений до уровня средней в отрасли "Образование" уже в 2013 году.

ИА REGNUM: По идее, программа СЭР и бюджет должны дополнять друг друга. Нам это удалось?

Не во всех отношениях. В проекте бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов отсутствует финансирование ряда целевых программ, предусмотренных программой социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы, что может привести к недостижению части её показателей. Например, отсутствует в бюджете ДЦП "Развитие системы здравоохранения в Пермском крае на 2013-2017 годы", "Развитие науки и инноваций в Пермском крае на 2013-2017 годы", "Развитие культуры в Пермском крае на 2013-2017 годы" и т.д.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, доходы краевого бюджета в 2013 году оценены в 86,4 миллиарда рублей, расходы - 94,5 миллиарда рублей. Дефицит на 2013 год составит 8,151 миллиарда рублей, или 10,1 процента. Более того, сегодня не решен вопрос с крупнейшим налогоплательщиком, который планирует "отозвать" часть налога на прибыль в размере 8,5 млрд рублей, что превышает размер годового дефицита. На данный момент, идут переговоры с налогоплательщиком о рассрочке долга на 3 года.