Китайские банки открыли кредитные линии на $5,5 млрд для финансирования проектов в Белоруссии, а со временем они могут увеличить объёмы капиталовложений. Об этом заявили журналистам 30 октября участники состоявшегося сегодня в Минске XIII заседания белорусско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

На переговоры в Минск прибыла делегация в составе более 80 чиновников и бизнесменов. Белорусская сторона также была представительной. Заседание комиссии прошло в здании Национальной библиотеки Белоруссии. В рамках мероприятия состоялись также приговоры зампреда Совмина Белоруссии Анатолия Тозика с замминистра коммерции КНР Цзян Яопином.

В ходе заседания белорусско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству стороны констатировали успешную реализацию ряда масштабных проектов в Белоруссии. Тозик с удовлетворением отметил активное развитие двустороннего кредитно-инвестиционного сотрудничества и подчеркнул особую важность китайских кредитов в процессе модернизации белорусской экономики.

Согласно озвученной Тозиком информации, на данный момент банки Китая готовы направить на реализацию 20 инвестиционных проектов в Белоруссии около $5,5 млрд, и часть данной суммы уже освоена. Так, отметил Тозик, завершена модернизация ТЭЦ-2 и ТЭЦ-5 в Минске - на китайские кредиты закуплено китайское оборудование, смонтировано и запущено, давая ощутимый эффект. С участием китайского капитала идёт строительство двух цементных заводов в Гродненской и Могилевской областях. Готовится строительство двух блоков по 400 МВт на Березовской и Лукомльской ГРЭС, строительство Витебской ГЭС, цементного завода в белорусском городе Кричев, электрификация двух участков белорусской железной дороги и обновление парка грузовых электровозов для госмонополиста "БЖД". В скором будущем Белоруссия при участии китайского капитала намерена осуществить такие проекты, как строительство автомагистрали Жлобин-Гомель и завода по производству беленой целлюлозы, завода по производству мелованного и немелованного картона автодороги на участке "Бобруйск-Жлобин", создание национальной системы спутниковой связи и вещания, строительство линий электропередачи 330 кВ для распределения электроэнергии от БелАЭС, строящейся в Гродненской области с участием "Росатома". Под реализацию всех этих проектов привлечены "связанные" китайские кредиты.

Среди знаковых для Белоруссии проектов, под реализацию которых привлечены прямые китайские инвестиции, представители официального Минска отметили строительство гостиничного комплекса "Пекин" (к чемпионату мира по хоккею 2014 года), жилого массива в микрорайоне Лебяжий, предприятия по выпуску СВЧ-печей "Мидеа-Горизонт", а также предприятий "Белджи", на которых будут выпускаться легковые автомобили китайской марки "Джили" ("Geely") и совместный проект на Минском заводе колёсных тягачей (МЗКТ).

Самым масштабным проектом двустороннего сотрудничества должен стать Китайско-белорусский индустриальный парк в Смолевичском районе Минской области - китайские госбанки Эксимбанк и Госбанк развития готовы выделить до $3 млрд на реализацию данного проекта. После заседания комиссии Тозик сообщил журналистам, что около 10 крупных зарубежных компаний уже готовы работать в данном индустриальном парке.

В ходе совещания зампред Совмина Белоруссии обратил особое внимание на ответственность белорусских китайских партнёров в ходе реализации совместных проектов. " Это касается как китайских генподрядчиков, так и белорусских заказчиков", - подчеркнул Тозик.

Китай, в свою очередь, также развивает сборочные производства белорусской техники на своей территории. В качестве примера были названы созданные в Харбине совместные с китайской корпорацией "Дунцзинь Групп" фабрики по сборке тракторов и комбайнов, а также предприятие по сборке карьерных самосвалов белорусской марки "БелАЗ". Сегодня в Минске был подписан китайско-белорусский протокол о намерениях по закупке китайской компанией "Самстар групп" на $38 млн продукции белорусского предприятия "Гродно Азот" (подчинено госконцерну "Белнефтехим").

По итогам заседания Анатолий Тозик и Цзян Яопин подписали меморандум XIII заседания белорусско-китайской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а также протокол I заседания межкоординационного совета Китайско-белорусского индустриального парка. Чиновники приняли участие в брифинге для журналистов.

Выступая перед журналистами, замминистра коммерции КНР отметил "большие подвижки" в развитии двустороннего сотрудничества и заявил: "Белорусская и китайская экономики являются взаимодополняемыми, что служит хорошей основой для дальнейшего развития двусторонних связей".

"Китайское правительство в рамках оказания нам помощи в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы предоставило нам 100 млн китайских юаней - это в эквиваленте $16 млн для решения этих проблем, - в свою очередь заявил Тозик. - Еще раз хочу искренне поблагодарить правительство Китая, руководство Китая, народ Китая за такую дружескую поддержку Белоруссии в решении вот этой большой нашей, сложной проблемы". Зампред Совмина отметил, что следует подумать, на какой "интересный проект" потратить данный "грант" в $16 млн. Тозик сообщил также, что в 2011 году КНР предоставила Белоруссии около $11 млн на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС и эти средства направлены на строительство студенческого общежития, в котором будут жить 500 китайских и 500 белорусских студентов.

После заседания комиссии состоялась встреча китайской делегации с председателем Совета министров Белоруссии Михаилом Мясниковичем. Глава правительства Белоруссии предложил китайским инвесторам зарегистрировать в Минске китайский банк, или приобрести белорусский банк или часть акций белорусского банка для финансирования проектов в Китайско-белорусском индустриальном парке и других проектов. По оценкам Совмина РБ, общий объём кредитования совместных инвестпроектов в настоящее время составляет $16 млрд. Мясникович, обращаясь к Цзян Яопину, отметил: "Сотрудничество с Великим Китаем является приоритетом во внешнеэкономической деятельности Белоруссии".

Как сообщало ИА REGNUM, 28 сентября посол КНР в Белоруссии Гун Цзяньвэй заявил журналистам, что Белорусско-китайский индустриальный парк в Смолевичском районе Минской области станет самым крупным совместным проектом, а после реализации проекта - самой большой площадкой в Европе из числа созданных Китаем. Гун Цзяньвэй напомнил также, что в августе была учреждена управляющая компания парка. "Сейчас стороны начали вырабатывать конкретные документы для строительства первой очереди этого парка", - сказал он. "Общая площадь парка, как вы знаете, составляет 80 с лишним квадратных километров. Стартовая сумма капиталовложений - примерно $5,6 млрд. Cстроительство планируется осуществлять в течение 30 лет", - сообщил посол КНР. Он уточнил, что прежде разговоров о направлении китайских инвестиций следует определиться с объектами китайско-белорусского индустриального парка, под которые будут выделяться данные средства.

Напомним, 13 апреля пресс-служба Совмина Белоруссии проинформировала о том, что к 2015 году в Минской области совместно с китайской корпорацией "Geely" будет реализован инвестиционный проект по строительству завода по выпуску легковых автомобилей. "В 2012 по 2015 годы планируется построить уже новый завод производственной мощностью до 60 тыс легковых автомобилей, а в 2015-2016 годах довести мощность завода до 120 тыс авто", - сказано в сообщении. Весной 2012 года в Белоруссии была заявлена презентация первого собранного на территории республики автомобиля марки "Джили" ("Geely"), но она так и не состоялась. Несмотря на это, 22 июня первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко заявил: два первых автомобиля китайской марки "Джили" ("Geely") собраны в Борисове (Минская обл). Ранее, 23 декабря 2011 года Семашко сообщил о намерении Белоруссии наладить выпуск китайских автомобилей "Lifan" ("Лифан"). До этого в Белоруссии неудачно закончились проекты по сборке американских автомобилей "Форд", польских "Люблин" и иранских "Саманд".