Постановление и решение КС РФ, касающиеся государственного суверенитета республики, в Татарстане не исполняются уже двенадцатый год. На этом фоне парламент Татарстана распространяет сообщения об успехах конституционного строительства и приглашает председателя КС РФ на конференцию по поводу 20-летнего юбилея Конституции республики.

Как говорится в релизе Госсовета Татарстана, на встрече спикера парламента Фарида Мухаметшина с председателем КС РФ Валерием Зорькиным в Санкт-Петербурге "состоялся заинтересованный обмен мнениями по вопросам конституционного строительства в Российской Федерации и Республике Татарстан". По утверждению пресс-службы Госсовета, Зорькин отметил, что развитие законодательства в Республике Татарстан "идет опережающими темпами по ряду ключевых направлений".

Во время встречи Мухаметшин пригласил Валерия Зорькина от имени президента Рустама Минниханова на конференцию "Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан", посвященную 20-летию принятия Конституции Татарстана, которую планируется провести в начале ноября в Казани. При этом Фарид Мухаметшин "особо подчеркнул значение Конституции Татарстана, которая явилась существенным фактором в формировании федеративных отношений нового типа и сыграла консолидирующую роль в жизни многонационального народа Татарстана".

Как сообщало ИА REGNUM, уже несколько лет КС РФ безуспешно пытается заставить законотворцев из Татарстана привести конституцию республики в соответствие с Конституцией РФ, требуя изъять из татарстанского документа положения о государственном суверенитете. Однако в Татарстане не спешат исполнять Постановление №10-П (от 7.06.2000) и Определение №92-0 (от 27.06.2000) КС РФ, изобретая различные предлоги, вплоть до создания специальной группы ученых "для уточнения семантики слова "суверенитет".

В ответе на запрос ИА REGNUM руководитель пресс-службы КС РФ Юлия Андреева пояснила, что в ходе последней встречи Фарида Мухаметшина и Валерия Зорькина тема закрепленного в Конституции Татарстана суверенитета республики не обсуждалась. А вопрос исполнения "являющихся окончательными и сохраняющими свою силу решений КС РФ" относится к компетенции исполнительных органов власти (в данном случае - прокуратура и Минюст).

О каких успехах конституционного строительства и "консолидирующей роли Конституции РТ в жизни многонационального народа Татарстана" может идти речь при таком подходе, в КС РФ предпочли не уточнять. Однако нелепость ситуации выглядит очевидной, что, впрочем, не мешает Валерию Зорькину быть дипломатом - поддерживать отношения с де-факто суверенной республикой в составе России и даже ездить в Казань на конференции, суть которых противоречит определениям КС РФ.

Справка ИА REGNUM. Согласно Определению КС РФ от 27 июня 2000 года утратили силу положения Конституции Республики Татарстан, согласно которым:

Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики; суверенитет и полномочия государства исходят от народа; государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан (статья 1);

Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства (статья 59);

Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (статья 61);

вступает в качестве суверенного государства, субъекта международного права, ассоциированного с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения, в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права (статьи 61 и 62).

Эти статьи не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами, как не соответствующие Конституции Российской Федерации.