Марат Шибутов: Родовой дисбаланс в Астане вынудит региональную элиту идти на обострение
Казахстан, 8 августа, 2012, 15:00 — ИА Регнум. Дисбаланс в казахской элите приведет к рецидиву Жанаозена - об этом в своей статье об элитах запада Казахстана заявил казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов. На примере представителей казахского рода "адай" Младшего Жуза (группа казахских родов, образовавшаяся в Западном Казахстане - ИА REGNUM), живущих преимущественно в Мангистау, он рассуждает о дисбалансе элит в центральной власти Казахстана. В частности, на страницах веб-журнала "Власть" эксперт поясняет, что "Мангистауская элита является одной из самых молодых в стране и ее консолидация и возвышение связано с освоением нефтяных запасов Мангышлака в 60-х годах. Атомная отрасль относилась к Минсредмашу СССР и поэтому выходцы из нее в местных политических раскладах всегда участвовали крайне слабо. Местная элита неразрывно связана с добычей нефти и еще немного с портом Актау. Это одна из немногих практически полностью казахских, но, тем не менее, промышленных элит страны. Даже учились они практически все в российских вузах - к примеру, в легендарной "Керосинке". При этом, в силу такой специализации, ее представители ориентировались в основном на карьеру в промышленном производстве - что весьма ценно, но имело и отрицательные последствия".
Специалист отмечает важную деталь - по его мнению, если брать промышленность, то Мангистауская область является второй по объему его в стране. Это особенно важно - дело в том, что именно промышленность является основной экспортной отраслью, с которой и идут налоги в бюджет. С этой точки зрения мангистауская элита должна занимать почетное второе место после атырауской (Атырау, бывш. Гурьев - ИА REGNUM). Более того, если брать в целом валовой региональный продукт, то есть помимо промышленности учесть еще сельское хозяйство, финансы, торговлю, услуги, строительство, транспорт и связь, то хотя Мангистау и не в тройке лидеров, но в пятерке точно. Исходя из этого, "в идеале мангистауская элита должна быть широко представлена во всех властных структурах как на региональном, так и на республиканском уровне" - уверен представитель Ассоциации приграничного сотрудничества.
Но в реальности, дело обстоит совсем не так. "На самом деле ведущими в стране являются элиты Алма-Атинской, Южно-Казахстанской, Джамбульской (речь идет о представителях крупнейших племен Старшего Жуза - дулатах, албанах, жалайырах, а также выходцах из небольшого племени шапырашты, и о найманах, крупном роде Среднего Жуза - ИА REGNUM), Карагандинской области (речь идет преимущественно о представителях крупнейшего племени Среднего Жуза - аргынах - ИА REGNUM) и частично города Алма-Аты. Ведущими факторами в этом стали - высокая численность населения и соответственно многочисленность региональной элиты, а также исторические закономерности. С тех пор как столицу Казахской ССР перенесли сначала в Кзыл-Орду, а потом в Алма-Ату, южноказахстанцы занимают ведущее положение в казахстанской элите и изменения этому пока не видно. Наработанные связи и политический капитал мощных кланов позволяют им оставаться на вершине казахстанской власти уже полвека", констатирует эксперт.
В свою очередь, в Мангистау же очень мало населения и соответственно небольшая элита, которая еще и "специализировалась на паре отраслей и эта производственная специализация сыграла с ними дурную шутку. Дело в том, что после развала СССР в суверенном Казахстане ключевыми стали совсем другие направления - идеология, кадровики, силовики, средства массовой информации. А в них мангистаусцев и тогда не было и сейчас нет", подчеркивает Шибутов. Он акцентирует внимание на том, что "немаловажную роль в не очень хорошем положении мангистауской элиты сыграл и знаменитый адайский менталитет - бескомпромиссность, любовь говорить правду в глаза, недоверие и нелюбовь к чужакам. Все это конечно выглядит со стороны красиво, но политических союзников не прибавляет. Начистоту говоря, адайцам вне своей области помощи ждать не приходится (да и из-за пределов страны тоже). К примеру, в Жанаозене не стали терпеть даже прибывшего из соседнего Атырау Багиткали Бисикена (бывший директор производственного филиала "Озенмунайгаз" АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" - ИА REGNUM) и после забастовок добились его перевода".
"К чему же это привело? - Задается вопросом эксперт. - А привело к тому, что среди высшей политической элиты Казахстана мангистаусцев крайне мало - в принципе, можно посчитать по пальцам. Можно перечислить наиболее известных из них (согласно монографии Данияра Ашимбаева и Виталия Хлюпина "Казахстан: история власти. Опыт реконструкции" и другим данным)". Это, по данным автора, Абиш Кекильбаев - бывший государственный секретарь, известный писатель; Ляззат Киинов - председатель правления и президент НК "КазМунайГаз"; Зейнулла Алшымбаев - депутат Мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана - ИА REGNUM); Жакып Марабаев - заместитель управляющего директора НКОК (он вместе со своим братом Ермеком являются наследниками славы своего отца - нефтяника Насибкали Марабаева); Тимур Бимагамбетов - заместитель председателя правления НК "КазМунайГаз"; Абзал Мендибаев - генеральный директор АО "Озенмунайгаз"; Бактыбай Чельпеков - депутат Сената (верхней палаты парламента - ИА REGNUM); Орак Кудайберды - председатель Комитета геологии и недропользования.
Как видно из списка, "адайцев весьма немного и особенно мало в республиканских исполнительных органах. Этот дисбаланс существует уже много лет, и он сохраняется сейчас, что возможно приведет к рецидиву Жанаозена. В напряженных социально-экономических и политических условиях Мангистауской области местной элите чтобы вызвать конфликт достаточно просто ничего не делать - он вспыхнет сам собой. Поэтому вопрос кадров в Мангистау и особенно в Жанаозене (пост акима (мэра) города и его заместителей, руководителя "ОзеньМунайГаза") стоит крайне остро" - рассуждает эксперт.
Чтобы предотвратить возмущение региональной элиты, по мнению Шибутова, "власти придется делать равноценный обмен - назначая в Мангистаускую область чиновников из других регионов, забирать оттуда перспективную молодежь на повышение в центральные органы или другие регионы. То есть делать настоящую ротацию "центр-регионы", о которой говорил уже несколько раз президент (Нурсултан Назарбаев). В дальнейшем, эти мангистауские кадры в центре вполне могут и выступить в качестве посредников при улаживании конфликтов в том же многострадальном Жанаозене. Да и местная молодежь увидит определенный социальный лифт вне пределов области, а не будет бесконечно требовать работу на местных нефтяных месторождениях, где ее по сути уже нет". В этом контексте любопытно, что "перспективная молодежь там (в Мангистау) сейчас есть - к примеру, вышеупомянутый Абзал Мендибаев, директор мангистауского филиала КТЖ (Казахстан Темир жолы, Железная дорога Казахстана) и Нурдаулет Килыбай, начальник управления внутренней политики Нурбол Телегенов, директор департамента управления человеческими ресурсами ММГ ("МангистауМунайГаз") Ербол Едилов и еще многие другие. И ее надо использовать - иначе Мангистау останется на многие годы источником постоянных проблем" - заключает Марат Шибутов.
Напомним, ранее казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов в интервью корреспонденту ИА REGNUM назвал главной причиной беспорядков в Жанаозене 16 декабря 2011 года, бунт региональной адайской элиты против центральной власти в Астане.
Адай - один из крупных родов Младшего Жуза. Родным краем рода Адай считается полуостров Мангыстау и плато Западный Устюрт. Современные казахи из рода адай компактно проживают в Мангистауской области, в Атырауской области, Актюбинске, в Балканском велаяте, Дашогузском велаяте Туркмении, Каракалпакстане, Иране, Афганистане.
- В Госдуме отметили, что Трамп уже «указывает на место» Брюсселю и Киеву
- Вучич заявил, что США потребовали полного вывода российской доли из NIS
- СК показал кадры допроса подростка, напавшего с молотком на школу в Курске
- Джуд Лоу сыграет Путина в экранизации книги «Кремлёвский волшебник»
- В ДНР уточнили данные о пострадавших при ударе ВСУ по магазину в Донецке