Выходящий на русском языке еженедельник "Литовский курьер" публикует интервью Валерия Третьякова с Константи́ном Косачевым, российским государственным деятелем, дипломатом, руководителем Россотрудничества. Среди прочих тем президент Европейского клуба Косачев говорит и о проблемах в литовско-российских отношениях.

"Нынешняя кампания, развязанная в... балтийских странах по пересмотру и истоков, и итогов Второй мировой войны, направлена не против уже несуществующего Советского Союза - абсурдно воевать с призраками. Она направлена против современной России". По словам Косачева, это - "часть современной геополитической игры", требующей некоего психологического, в умах и душах европейцев, отделение России от Советского Союза. "Без этого Европу не объединить", - считает российский политик.

"Нет сомнений, что мы не имеем никакого морального права от своей истории отказываться. Это наша история - и в достижениях, и в прегрешениях. Но если говорить об ответственности народа современной России за то, что происходило в советский период, то, на мой взгляд, она не больше и не меньше, чем ответственность других народов, которые составляли бывший Советский Союз", - утверждает руководитель Россотрудничества.

"В моем понимании Россия, являясь государством-продолжателем СССР, отвечает юридически по всем обязательствам бывшего Советского Союза именно как продолжатель. Не как преемник, а как продолжатель. В этом есть и юридическая разница, и идеологическая: СССР и Россия - два разных и по ценностям, и по устройству, и по своим целям государства. Окончательно".

Константин Косачев утверждает в интервью, что "современная Россия не должна нести моральную ответственность за Ленина, за Сталина, за Хрущева или за кого-то еще из советских вождей. Та эпоха в равной степени для всех нас осталась навсегда в прошлом. От этого наследства мы точно так же дистанцированы, как дистанцированы все другие государства".

Касаясь столь популярной в Прибалтике темы "оккупации", российский политик отмечает, что "мы в России никогда не согласимся с термином "оккупация", Не потому что это для нас какая-то раз и навсегда заданная политика. А потому что он по сути неверный и неточный. Например, в Уголовном кодексе нет такого состава преступления, как "преступление". Есть дифференциация: грабеж, убийство, кража, мошенничество. Точно так же и в геополитике должны быть очень четкие, но разные дефиниции по отношению к различным событиям, пусть даже и в равной степени прискорбным по сути. То, что произошло в отношениях СССР с Литвой, с Латвией, с Эстонией, конечно же, не было "добровольным присоединением", как нас учила официальная советская историография. Это понятно. Такая крайность сейчас не должна никоим образом защищаться и воспроизводиться. Но и противоположная интерпретация, что это была прямая оккупация, в такой же степени неверна".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по инициативе канцлера премьер-министра Литвы Дэйвидаса Матулёниса в Литве создана рабочая комиссия, которой предстоит добиваться получения компенсации от России за оккупацию. Премьер Литвы, формируя задачи комиссии, отметил, что следует добиваться единого голоса Европейского Союза в переговорах с Россией на тему оккупации.