Public.ru отследила оппозиционное движение в российских СМИ
Москва, 27 июня, 2012, 15:07 — ИА Регнум. Интернет-библиотека СМИ Public.ru в новом исследовании "Оппозиционное движение в российских СМИ" проследила, какие из протестных акций в столице вызвали наиболее пристальный интерес журналистов и экспертного сообщества.
Public.ru, в рамках исследования, представляет рейтинг упоминаемости лидеров протестного движения в российских СМИ в первой половине 2012 года, а также рейтинг самых цитируемых в СМИ блогов, которые ведут активисты протестного движения.
Однако, несмотря на достаточно высокий интерес СМИ к лидерам оппозиции и их активность в блогосфере они, все еще мало известны гражданам своей страны за пределами ее столицы.
Интернет-библиотека СМИ Public.ru провела сопоставления упоминаемости политиков "новой волны" в прессе и данными ФОМ по узнаваемости лидеров оппозиции в регионах РФ.
Оппозиционное движение в российских СМИ.
Первая, после принятия в России нового закона о митингах, масштабная акция оппозиции - "Марш миллионов" - прошла 12 июня в Москве без происшествий и задержаний. Данные о численности митингующих у полиции традиционно разошлись в несколько раз: в ГУМВД по Москве сообщили о 18 тысячах марширующих и 15 тысячах митингующих. Оппозиция заявила, что полиция "не умеет считать" и участников было значительно больше. Но, все же, объективно, ни о каких миллионах, вышедших на улицы граждан, говорить уже не приходится. Прогнозируя дальнейшее снижение интереса граждан к протестным выступлениям, эксперты отмечают, что для сохранения и развития потенциала оппозиции требуется существенное расширение репертуара самих протестных действий.
Интернет-библиотека СМИ Public.ru проследила, какие из протестных акций вызвали наиболее пристальный интерес журналистов и экспертного сообщества. При подсчетах упоминаемости в Public.Ru учитывались, как непосредственно публикаций о ходе события, так и долговременные волны упоминаний, когда журналисты и эксперты неоднократно возвращались в своих текстах к опыту первых уличных протестов.
Самым обсуждаемым в СМИ стал первый "Марш миллионов", прошедший 06.05.2012 - 17 047 упоминаний. Следующими, по уровню устойчивого интереса прессы, стали прошлогодние: митинг на просп. Сахарова (24.12.2011) - 14 401 упоминание и первый митинг на Болотной площади (10.12.2011) - 13 973 упоминаний в СМИ. Меньше всего сообщений в прессе было по "Контрольной прогулке" писателей в мае 2012 - 1 890 упоминаний и по акции "Белый круг", прошедшей в феврале 2012 - 2 360 упоминаний в СМИ.
Захлестнувшая Россию волна протестного движения, митингов и демонстраций сплотила в своих рядах лидеров различных политических партий и движений, гражданских объединений и союзов.
Лидером рейтинга упоминаемости в СМИ от Public.Ru стал Сергей Удальцов ("Левый фронт") - более 23 тысяч упоминаний, начиная с 1 января 2012 года, в статьях федеральных и региональных печатных СМИ, на лентах Информагентств, в передачах центральных теле- и радиоканалов, а также на Интернет ресурсах (по фондам Интернет-библиотеки СМИ Public.ru).
Активный интерес СМИ вызвала у СМИ и протестная деятельность организатора "Роспила" Алексея Навального - 21 183 упоминания в российских СМИ и вторая позиция в рейтинге Public.Ru.
Место в рейтинге | Персона | Количество упоминаний в СМИ |
1 | Сергей Удальцов | 23519 |
2 | Алексей Навальный | 21183 |
3 | Борис Немцов | 12269 |
4 | Ксения Собчак | 11549 |
5 | Илья Яшин | 8912 |
6 | Эдуард Лимонов | 7523 |
7 | Илья Пономарев | 7384 |
8 | Владимир Рыжков | 6313 |
9 | Юрий Шевчук | 6142 |
10 | Геннадий Гудков | 5355 |
11 | Сергей Митрохин | 5308 |
12 | Дмитрий Гудков | 4862 |
13 | Борис Акунин | 4784 |
14 | Михаил Касьянов | 4685 |
15 | Ольга Романова | 3925 |
17 | Дмитрий Быков | 3699 |
16 | Евгения Чирикова | 3637 |
18 | Леонид Парфенов | 3285 |
19 | Олег Козловский | 2707 |
20 | Оксана Дмитриева | 2173 |
Третье место по упоминаемости в российских СМИ принадлежит оппозиционному политику, лидеру "Солидарности" Борису Немцову (12 270 упоминаний), чья персона популярна у прессы, чуть более, чем Ксения Собчак, находящаяся на четвертой позиции рейтинга (11 549 упоминаний). Замыкает ТОП-5 еще один лидер движения "Солидарность" Илья Яшин - 8 912 упоминаний в российских СМИ с января 2012 года. Далее в рейтинге расположились такие оппозиционеры, как Эдуард Лимонов, Илья Пономарев, Владимир Рыжков, Геннадий и Дмитрий Гудковы, Юрий Шевчук и т.д.
Блогосфера, ставшая в свое время питательной средой для виртуального гражданского протеста, давно вылившегося в протест реальный, сейчас, по-прежнему, остается главным рупором лидеров оппозиции и гражданских активистов. Жаркие баталии происходят не только на центральных площадях городов, в теле-эфире или на страницах прессы. На площадках социальных медиа ведутся не менее эмоциональные словесные поединки. Появляясь в Интернет-пространстве громкие заявления лидеров протестного движения, комментарии по происходящему или иллюстрации текущих событий моментально отслеживаются и тиражируются традиционными СМИ.
Интернет-библиотека СМИ Public.ru составила рейтинг самых цитируемых в СМИ блогов, которые ведут активисты протестного движения.
Место в рейтинге упоминаемости в СМИ | Место в рейтинге цитируемости блога | Персона | Количество цитат материалов блога в СМИ |
2 | 1 | Алексей Навальный | 2980 |
1 | 2 | Сергей Удальцов | 1760 |
4 | 3 | Ксения Собчак | 1410 |
7 | 4 | Илья Пономарев | 510 |
5 | 5 | Илья Яшин | 489 |
12 | 6 | Дмитрий Гудков | 440 |
15 | 7 | Ольга Романова | 320 |
11 | 8 | Сергей Митрохин | 296 |
16 | 9 | Евгения Чирикова | 291 |
6 | 10 | Эдуард Лимонов | 210 |
3 | 11 | Борис Немцов | 110 |
8 | 12 | Владимир Рыжков | 90 |
10 | 13 | Геннадий Гудков | 74 |
20 | 14 | Оксана Дмитриева | 55 |
14 | 15 | Михаил Касьянов | 40 |
13 | 16 | Борис Акунин | 20 |
19 | 17 | Олег Козловский | 15 |
17 | 18 | Дмитрий Быков | 10 |
18 | 19 | Леонид Парфенов | 5 |
9 | 20 | Юрий Шевчук | 1 |
Несмотря на бо́льший интерес прессы к деятельности Сергея Удальцова, лидерство по цитируемости материалов блога в СМИ, тем не менее, за Алексеем Навальным. Первое место в рейтинге самых цитируемых прессой блогеров, в первой половине 2012 года, принадлежит непримиримому борцу с коррупцией Алексею Навальному - почти 3 000 цитат. Блог Сергея Удальцова традиционные СМИ цитировали почти в два раза реже - около 1 760 раз, ему принадлежит вторая позиция в рейтинге.
Третье место за Ксенией Собчак. Пресса не только много и с удовольствием пишет о ней, но и цитирует записи ее блога и Твиттера - около 1500 раз. Четвертая и пятая позиции принадлежат, соответственно, Илье Пономареву (510 цитат) и Илье Яшину (490 цитат в СМИ). Надо отметить, что не все Интернет-дневники известных персон пользуются популярностью. Например, занявший третью позицию в рейтинге упоминаемости в СМИ Борис Немцов по цитируемости материалов блога не вошел в десятку и занимает 11 место.
Интернет-реплики Дмитрия Гудкова, Ольги Романовой, Сергея Митрохина, Евгении Чириковой напротив, вызвавшие интерес у прессы позволили им подняться в рейтиге и войдя в топ-10 занять, соответственно, 6, 7, 8 и 9 места.
Однако, несмотря на достаточно высокий интерес СМИ к лидерам оппозиции и их активность в блогосфере они, все еще мало известны гражданам своей страны за пределами ее столицы. Так по данным, недавно опубликованного, опроса Фонда "Общественное мнение" лидеры упоминаемости в СМИ Удальцов и Навальный не известны почти 65 % граждан различных регионов России, а широко известна лишь Ксения Собчак - о ней не слышали только 8 % респондентов опроса ФОМ в регионах. Возможно, запланированные летние агитационные поездки оргкомитета "Марша миллионов -3", намеченного на осень 2012, послужат исправлению подобного казуса.
Интернет-библиотека СМИ Public.ru провела сопоставления упоминаемости политиков "новой волны" в прессе и данными ФОМ по узнаваемости лидеров оппозиции в регионах.
Место в рейтинге упоминаемости в СМИ | Место в рейтинге цитируемости блога | Персона | Данные ФОМ. Респонденты не знают персону % |
3 | 4 | Ксения Собчак | 8 |
11 | 3 | Борис Немцов | 24 |
19 | 18 | Леонид Парфенов | 34 |
20 | 9 | Юрий Шевчук | 42 |
10 | 6 | Эдуард Лимонов | 53 |
16 | 13 | Борис Акунин | 59 |
1 | 2 | Алексей Навальный | 64 |
2 | 1 | Сергей Удальцов | 65 |
5 | 5 | Илья Яшин | 69 |
14 | 20 | Оксана Дмитриева | 74 |
13 | 10 | Геннадий Гудков | 76 |
18 | 17 | Дмитрий Быков | 79 |
9 | 16 | Евгения Чирикова | 79 |
6 | 12 | Дмитрий Гудков | 79 |
17 | 19 | Олег Козловский | Нет данных |
15 | 14 | Михаил Касьянов | Нет данных |
12 | 8 | Владимир Рыжков | Нет данных |
8 | 11 | Сергей Митрохин | Нет данных |
7 | 15 | Ольга Романова | Нет данных |
4 | 7 | Илья Пономарев | Нет данных |
Низкий уровень известности многих из лидеров оппозиции и гражданских активистов именно в регионах, в первую очередь, связан с отсутствием в повестке столичных митингов и шествий социального аспекта и предложений по решению конкретных "земных" проблем, что делает протестное движение отстраненным и мало интересным для подавляющего большинства населения российских регионов.
Оппозиции необходимы не только новые протестные формы, ориентированные на региональный менталитет, но и целевое "вхождение в народ", как силы контролирующей власть, в тех вопросах, которые реально волнуют людей. Социальные инициативы и "истории успеха" в борьбе за интересы граждан могут принести оппозиционному движению, не только популярность, но и реальную поддержку масс.
Методика проведения исследования
Замеры частоты упоминаемости персон и событий по данной теме проводились по федеральным и региональным общественно-политическим и деловым печатным изданиям, интернет-СМИ, лентам информационных агентств, по передачам центральных теле- и радиоканалов, а также по Интернет ресурсам из собственных фондов Public.Ru (более 4 000 изданий в целом). Период мониторинга упоминаемости митингов и протестных акций - декабрь 2011 - июнь 2012 года. Период мониторинга упоминаемости персон и цитат блогосферы январь-июнь 2012 года. Для поиска в системе материалов по заданной теме было составлено три поисковых запрос на специальном "языке запросов" включающих имена собственные и тематическую семантику, т.е. ключевые слова, словосочетания, устойчивые выражения присущие конкретной проблематике. Выборка материалов подверглась автоматическому анализу с помощью сервиса Public.Ru "Медиастатистика". Последний этап это "ручной" отбор и контент анализ найденных материалов.