Политологи Литвы: Россия смотрит на Прибалтику как на сферу только своих интересов
Москва, 30 мая, 2012, 18:27 — ИА Регнум. "Переход Сергея Лаврова в новое российское правительство в прежнем качестве министра иностранных дел может означать, что Россия не отказалась от идеи делить мир на зону своих и зону еще чьих-то интересов", - сказал сегодня, 30 мая, корреспонденту ИА REGNUM известный литовский политолог, генеральный директор информационного агентства BNS Артурас Рачас.
"Страны Прибалтики Россия продолжает рассматривать как сферу исключительно своих интересов, хотя Литва, Латвия и Эстония не хотят оставаться в зоне влияния Москвы", - отметил Рачас. "Надо полагать, что на этой горизонтали мало что изменится с точки зрения России. Даже вряд ли что изменится. Имперские амбиции, апологетом которых для Литвы выступал в последние годы именно министр иностранных дел Лавров, сохранятся", - считает Рачас. Необходимо помнить, что, стремясь вернуться в Европу, страны Прибалтики не просто добивались интеграции в политическую и культурную системы Запада, но и хотели порвать с Россией как с не-Западом.
Однако экономические законы заставляют смотреть на Восток. Поэтому тот же Рачас, например, подчеркивает, что "С Россией надо работать всегда. Мы соседи".
Это общий посыл, который в устах разных людей приобретает собственный оттенок. Политолог правого толка, еврооптимист Нериюс Малюкявичюс считает, что Россия морально виновата перед Литвой за преступления СССР. Говоря о перспективах сотрудничества между соседними странами под этим углом зрения, он утверждает, что если в характере России начнет присутствовать элемент раскаяния, то рано или поздно кающаяся сторона сама выбирает форму признания своей вины. То есть рано или поздно Россия "остановится на уровне моральной ответственности или предложит материальную компенсацию".
Тема "компенсаций" и "оккупаций" - болевая точка в отношениях двух стран. Достаточно вспомнить обмен колкостями в адрес друг друга, который главы МИД Литвы и России устроили в Вильнюсе после разговора тет-а-тет. Тогда Аудронюс Ажубалис во всеуслышание объявил, что глава российского внешнеполитического ведомства Лавров признал факт оккупации Литвы. В ответ на что Лавров заявил - он упомянул лишь о необходимости продолжать диалог.
Кстати, по данным исследовательского проекта ENRI-East, который был реализован сразу в нескольких странах Центральной и Восточной Европы, русские в Литве больше идентифицируют себя с Европой, чем, например, русские в Латвии, которые, в свою очередь, ощущают себя более бесправными по сравнению с русскими в других странах Прибалтики.
Но в Литве в силу малочисленности русских невозможно столь серьезное обострение внутриполитической обстановки, через которое, например, прошла Латвия во время референдума по русскому языку. Кроме того, русские общины внутренне не гомогенны. Есть современное поколение 20-летних "балтийских русских", они уже другие, не такие, как их родители; есть староверы, которые попали на побережье Балтийского моря задолго до Советского Союза; есть именно советское поколение.
"Русское меньшинство в Литве вправе ожидать от посольства России более активной работы. Правда, любую активность можно представить как агрессивность. Но все равно очень многие соотечественники и просто симпатизирующие России замечают пассивность дипломатического представительства", - сказал корреспонденту ИА REGNUM политолог Вадим Воловой.
Он сослался на масштабное исследование, проведенное Фондом "Русский мир" в том числе и в Литве. Респонденты "Русского мира" как раз и отмечали, что работа посольства по укреплению связей между соотечественниками и "большой" Россией не очень заметна.
"Наверное, было бы полезно оптимизировать работу. Иногда сотрудники дипломатической миссии говорят: "если вы не видите, что мы делаем - это ваши проблемы". Но мы как раз и являемся потребителями продукта, производимого посольством в этой области. Поэтому если не видим его - значит, его не существует", - считает Воловой.
Что касается перспектив в отношениях между двумя странами, политолог был весьма категоричен.
"На этом фронте ничего не изменится. Дело даже не в том, остался Сергей Лавров главой МИД или нет. Не Лавров, а президент Владимир Путин выступает последователем жесткой внешнеполитической линии. В этом смысле взгляды Путина и Лаврова совпадают, но министр - лишь проводник воли президента".
- Минобороны готовит ответ на удары ВСУ ракетами ATACMS — 1007-й день СВО
- Лавров русскими пословицами ответил об ударах ВСУ американскими ракетами
- В России растёт число женщин-предпринимателей
- Российские школьники проверят цифровую грамотность на онлайн-олимпиаде
- Маск подтвердил, что книги Достоевского превосходят труды по психологии