Несмотря на строительство Россией двух газопроводов в обход Украины - "Северного" и "Южного потоков" - украинская газотранспортная система остается надежным и дешевым маршрутом для транзита российского газа в Европу. Об этом заявил премьер-министр Украины Николай Азаров во время встречи с членами международного клуба парламентариев и экспертов Украина-ЕС 17 мая, сообщает корреспондент ИА REGNUM в Киеве со ссылкой на пресс-службу правительства.

"На самом деле никакой особой альтернативы ни Северный, ни Южный поток нашей ГТС не представляют. У нас есть 150 миллиардов кубометров мощностей транспортировки газа. У нас есть значительные объемы газохранилищ - это надежный и дешевый транспортный путь в Европу, и мы готовы обеспечить его надежную работу", - отметил Азаров. Он добавил, что после модернизации ГТС ее пропускная способность увеличится до 200 млрд. кубометров в год. "Причем, модернизация в десять раз дешевле строительства "Южного потока". Таким образом, в цену для потребителей в Европе будет заложена существенно меньшая инвестиционная составляющая. Модернизация ГТС экономически выгодна как Украине, ЕС, так и России", - продолжил премьер. По его мнению, строительство "Южного потока" является "экономически невыгодным", "поскольку этот проект сможет окупиться лишь за 20 лет". Азаров убежден, что строительство "Южного потока" диктуется лишь политической составляющей.

"Но даже построив "потоки", Россия все равно не сможет избавиться от зависимости от транзита через Украину, поскольку морские маршруты не будут иметь преимуществ хранения газа в подземных хранилищах. Напомню, что во время аномально высоких морозов, которые были зимой текущего года, России не хватало газа для обеспечения бесперебойных поставок в Европу, и по просьбе РФ украинское правительство разрешило "поднять" газовые резервы Украины из своих газохранилищ. Если бы не это, Европа бы замерзала нынешней лютой зимой", - заявил Азаров. "Построив два газопровода, Россия почему-то думает, что она полностью лишится зависимости от транзита газа через территорию Украины. Никогда этого не будет, хотя бы потому, что ни "Южный", ни "Северный потоки" не имеют возможности хранения газа в хранилищах. Подземные газохранилища есть только у нас, и мощность их - колоссальная", - резюмировал глава украинского правительства.

Как сообщало ИА REGNUM, в январе глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что нынешняя политика Киева может привести к тому, что вскоре ГТС Украины перестанет существовать как технический объект. На вопрос прессы о том, какое место отводит "Газпром" украинской трубе с учетом строительства газопровода "Южный поток", Миллер ответил так: "Это полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать на Украине, ГТС - это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее".

После этого официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов заявил следующее: "После реализации всех запланированных "Газпромом" газотранспортных проектов: "Южный поток" с максимальной производительностью, "Северный поток" с дополнительными новыми нитками, учитывая уже имеющиеся в собственности компании транспортные мощности в Белоруссии и в Черном море, транзитное значение Украины для экспорта российского газа будет равно нулю".

6 сентября 2011 года в ходе церемонии старта технической подачи газа на морской участок газопровода "Северный поток" премьер-министр России Владимир Путин заметил, что эксклюзивное положение Украины как транзитера российского газа в Европу исчезает. "Как и для любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим исключительным транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает. Я думаю, что наши отношения будут приобретать всё более и более цивилизованный рыночный характер", - заявил Путин.