Сотрудники КГБ демонстрируют полную профнепригодность при проведении спецмероприятий с белорусскими националистами. Об этом 17 апреля на пресс-конференции в Минске заявил глава избирательного штаба экс-кандидата в президенты Белоруссии Андрея Санникова - Дмитрий Бондаренко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Бондаренко вышел на свободу 15 апреля - на следующий день после освобождения Санникова. По словам присутствовавшего на пресс-конференции координатора гражданской кампании "Европейская Беларусь" Александра Отрощенкова, выход на свободу Санникова и Бондаренко - "не заслуга властей, а результат борьбы", которую вели сторонники политзаключённых, международная общественность и журналисты. Отвечая на вопросы журналистов, освобождённые на прошлой неделе оппозиционеры согласились с такой оценкой, подчеркнув особую роль СМИ.

По словам Санникова, перспективы дальнейшего участия в избирательных кампаниях представляются весьма туманными. Политик с иронией отреагировал на вопрос о перспективе участия во внеочередных президентских выборах, отметив, что ему ничего не известно о таком сценарии. Санников также скептически оценил перспективу своего участия в намеченных на осень 2012 года выборах в Палату представителей Национального собрания Белоруссии (нижнюю палату парламента). "Не думаю, что сейчас можно обдумывать некоторое участие в тех условиях, в которых у нас проводятся выборы, - заявил Санников. - Бойкот - это логично".

Бондаренко отметил, что в местах лишения свободы присутствовала угроза физической расправы, изнасилования, было сильное психологическое давление, но информационную изоляцию прорывали корреспонденты белорусских и зарубежных изданий. И даже если не было возможности читать газеты, смотреть телевизор или слушать радио, то со свиданий заключённые приносили информацию о том, что журналисты германского телеканала безуспешно пытались сделать репортаж о белорусских политзаключённых и сам факт этого вселял эмоциональный подъём.

Поддержка СМИ, общественного актива чувствовалась очень сильно, отметил Бондаренко. Он привел в пример ряд бесед с осуждёнными за экономические преступления ("коммерсами"), которые согласились с Бондаренко в том, что "коммерсы", объединившись с "политическими", составили бы серьёзную силу. "За меня бьются - а за вас - нет. А если бы мы и за вас бились - мы были бы сила", - процитировал Бондаренко свой диалог с "коммерсом".

"Репрессии сегодня идут против всех слоёв общества, - констатировал Бондаренко. - Страна сегодня покрыта сетью концлагерей, сетью тюрем". Он отметил также, что масштаб репрессий в современной Белоруссии сравним с 1937 годом, "в Белоруссии риск "сесть" - в 20 раз больше, чем в Европе".

Семья Санникова пережила "акт величайшей драмы", сказал Бондаренко. Он отметил также, что от политзаключённых пытались добиться нелепых признаний, например - обвиняли во взрыве 11 апреля 2011 года в минском метро. Бондаренко рассказал о том, что подозреваемых в теракте на станции метро "Октябрьская" Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалёва водили на ночные допросы. По ряду признаков Бондаренко сделал вывод о том, что помимо этих двух фигурантов дела о теракте в "американке" (СИЗО КГБ) мог находиться и третий фигурант, оставшийся неизвестным. "В "американке" 18 камер и все они на одном этаже. Слышимость хорошая", - сказал Бондаренко.

По словам Бондаренко, находясь в заключении, он открыто заявлял сотрудникам спецслужб о намерении покончить с собой, если те перейдут крайнюю черту в оказании давления на него. Руководитель избирательного штаба экс-кандидата в президенты Белоруссии отметил, что его вдохновлял на радикальный поступок опыт боевиков Украинской повстанческой армии (УПА, "бандеровцы"). Совершить суицид, отметил Бондаренко, было осознанным решением, разрешенным в подобных случаях униатским (греко-католическим) митрополитом Андреем Шептицким. Себя Бондаренко считает католиком.

"Меня обвиняли в связях с ФСБ", - сообщил Бондаренко, подробно остановившись на профнепригодности сотрудников КГБ Белоруссии. По мнению оппозиционера, белорусские "чекисты" крайне неумело цитировали то Александра Суворова, то православного митрополита, в то время как Бондаренко ощущал себя белорусским националистом и не добился от сотрудника КГБ положительного ответа на вопрос, застрелится ли он в случае, если белорусская государственность потерпит крах. "Я - белорусский националист", - процитировал себя Бондаренко из диалогов с сотрудниками КГБ. По словам бывшего заключённого, сотрудникам спецслужб нечего было противопоставить его убеждениям.

Ранее оппозиционные СМИ сообщали о серьёзных проблемах со здоровьем Бондаренко, его трагической судьбе в местах лишения свободы, но на пресс-конференции он выглядел весьма бодро, шутил. Шутил и Санников. "Очень ощущал серьёзную поддержку сотрудников КГБ, МВД - тех, кто сидел на зоне", - сказал экс-кандидат в президенты Белоруссии и был прерван смехом журналистов. "Это не шутка", - добавил Санников.

Как сообщало ИА REGNUM, 15 апреля из колонии был освобождён глава избирательного штаба кандидата в президенты (кампания 2010 года) Андрея Санникова - Дмитрий Бондаренко. Согласно сообщениям белорусских оппозиционных СМИ, заключённый Бондаренко страдал от ряда заболеваний и мог умереть в колонии.

Напомним, 19 декабря 2010 года в Минске состоялись массовые выступления противников дальнейшего нахождения на посту президента Белоруссии Александр Лукашенко. Митинг на площади Независимости был жестко подавлен спецназом, кандидат в президенты Белоруссии Санников и ряд его сторонников (в т.ч. Бондаренко) оказались в СИЗО КГБ. В 2011 году состоялся процесс над фигурантами "дела 19 декабря": Санников был приговорён к пяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима как организатор "массовых беспорядков" 19 декабря, а Бондаренко - к двум годам как соучастник. В колонии Санников и Бондаренко написали прошения о помиловании на имя Лукашенко и на прошлой неделе вышли на свободу.

Напомним, верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон приветствовала освобождение "осужденных по политическим основаниям" Санникова и Бондаренко, которых назвала "выдающимися символами неустанного труда и приверженности построению демократической и европейской Белоруссии". На новость об освобождении белорусских оппозиционеров отреагировали еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, председатель Европарламента Мартин Шульц, МИД Польши, Литвы, Словакии, британский министр по делам Европы Дэвид Лидингтон, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, председатель ОБСЕ Эймон Гилмор, президент ПАСЕ Жан-Клод Миньон, президент ПА ОБСЕ Петрос Эфтимиу, специальный докладчик ПАСЕ по Белоруссии Андрес Херкель, а также политики ряда других стран.