Основная интрига, характеризующая сегодня предвыборную кампанию в Армении, связана с ситуацией в 7-ом столичном мажоритарном избирательном округе. Здесь неизменно выставляет свою кандидатуру и столь же неизменно побеждает представитель правящей Республиканской партии Армении (РПА), один из крупнейших олигархов республики Самвел Алексанян. Он является "афиллированным" владельцем компании "Алекс Григ", которая специализируется на импорте продуктов питания, имея здесь ряд монопольных позиций, владеет сетью супермаркетов "Ереван сити". В прошлом году компания вошла в тройку крупнейших налогоплательщиков страны.

На днях в беседе с журналистами в парламентских кулуарах Самвел Алексанян заметил, что в 7-ом округе никто "не осмелится" конкурировать с ним, и ему придется даже "выдвинуть против себя" кого-то из близких людей, чтобы обеспечить формальную альтернативу, иначе выборы сочтут несостоявшимися. Олигарх был настолько в этом уверен, что даже шутливо предложил журналистам заключить пари на сей счёт. Пари никто не принял, о чем участники этой беседы, вероятно, впоследствии пожалели. Через пару дней в 7-ом округе были зарегистрированы далеко не формальные альтернативные кандидаты - редактор радикально оппозиционной газеты "Айкакан жаманак", член Армянского национального конгресса АНК), экс-заключенный по "делу 1 марта 2008 года" Никол Пашинян и лидер оппозиционной парламентской партии "Наследие" Раффи Ованнисян. Казавшаяся неизбежной победа олигарха сразу стала проблематичной.

Вряд ли это произошло случайно, хотя Раффи Ованнисян поспешил заявить, что в случае соответствующих переговоров "готов снять свою кандидатуру", чтобы не мешать Пашиняну, о выдвижении которого он просто "не знал". "Я хотел выдвинуть кандидатуру именно в этом округе, думая, что там не будет альтернативного оппозиционного кандидата, сделать так, чтобы политик занимался политикой, а предприниматель предпринимательством", - словно бы оправдываясь, сказал лидер "Наследия". Пашинян пообещал представить свою позицию позже. Однако отметил, что подал документы в ЦИК за полтора часа до завершения регистрации, и в это время Раффи Ованнисян в качестве кандидата в 7-от округе еще не фигурировал.

Как представляется, данная коллизия возникла отнюдь не в силу "недостаточной информированности" оппозиционных политиков. Она стала элементом куда более масштабной "игры", разворачивающейся на политическом поле республики. При этом суть происходящего - в непростых отношениях, возникших между правящей Республиканской партией Армении и её бывшим "младшим партнером" по правящей коалиции, партией "Процветающая Армения" (ППА) во главе с ведущим олигархом страны Гагиком Царукяном.

Не раз указывалось, что за этой партией просматривается фигура экс-президента Роберта Кочаряна, который ранее заявил, что "при определенных условиях" готов вернуться в политику. Видимо, такие условия формируются. Первым шагом со стороны Кочаряна стало недавнее вступление в ППА его ближайшего сподвижника, бывшего главы МИД республики Вардана Осканяна. Новоиспеченный член партии не только включен в пропорциональный список ППА, где занимает 2-е место сразу вслед за Царукяном, но и выступил на партийном съезде с достаточно острой, критической речью. Кроме того, местные СМИ стали писать, что "Роберт Кочарян на президентских выборах 2013 года выдвинет свою кандидатуру против действующего президента Сержа Саргсяна". Это, однако, во многом зависит от расклада сил в парламенте после выборов 6 мая. Если ППА наберет такое число мандатов, которое позволит ей избавиться от статуса "младшего партнера" РПА, она сможет претендовать на ряд ключевых постов в представительской и исполнительной власти, включая посты спикера или премьер-министра. Кстати, в этом случае, как утверждается, спикером вполне может быть выдвинут тот же Осканян.

Очевидно, что нейтрализация претензий ППА становится основной задачей властей. В противном случае, возвращение Кочаряна в качестве кандидата на президентство или - для начала - премьерство способно полностью изменить весь политический ландшафт и расклад сил. Президент Серж Саргсян прекрасно знает, что успех ППА на выборах автоматически превращает его в "хромую утку" уже хотя бы потому, что до предстоящих в феврале будущего года выборов главы государства Кочаряну и Царукяну наверняка удастся переманить на свою сторону многих представителей властных структур, особенно - среднего звена. После этого возвращение Кочаряна станет вопросом уже даже не политическим, а техническим.

Однако подобная перспектива неприемлема не только для власти, но и для её оппонента в лице возглавляемого первым президентом Левоном Тер-Петросяном Армянского национального конгресса (АНК). Неприемлема настолько, что Левон Тер-Петросян не раз заявлял, что, не стремясь вновь возглавить страну, тем не менее, непременно будет участвовать в президентских выборах, если это сделает Роберт Кочарян. Очевидно, что такое участие стало бы фактической поддержкой Сержа Саргсяна - политика для АНК и лично Тер-Петросяна куда более приемлемого, нежели Кочарян. Именно поэтому, как уже отмечали эксперты ИА REGNUM, сегодня активно муссируется прогноз о вероятном успехе АНК на выборах 6 мая. Происходит это несмотря на то, что прошлогодний "цивилизованный диалог" с властями и последовавший после этого раскол в АНК существенно уменьшил электоральные возможности оппозиционного блока. Однако солидное представительство АНК в парламенте стало бы гарантией того, что ППА не сумеет осуществить свои далеко идущие планы.

Возможность возвращения Кочаряна явно нервирует и другие силы, не скрывающие намерений оказать влияние на исход выборов. Еще в прошлом году в американском журнале The Jamestown foundation появилась публикация, где, в частности, говорилось, что Серж Саргсян, во-первых, оказался "более гибким в вопросе карабахского урегулирования, чем его предшественник Роберт Кочарян", а во-вторых, "во время своего президентства, придерживаясь военно-политического союза с Россией, одновременно углубил армяно-американское военное сотрудничество в рамках двусторонних отношений и программ НАТО". Поэтому "вряд ли Вашингтон может ожидать более дружественной по отношению США политики от других крупных армянских политических деятелей... Саргсяна нельзя считать убежденным демократом, но он стремится приспособить интересы США в регионе лучше, чем любой другой лидер Армении".

В качестве одного из элементов поддержки действующего президента со стороны США можно рассматривать и возникший при активном содействии американского посольства в Ереване союз "Наследия" с партией "Свободные демократы", основанной рядом бывших ведущих соратников Тер-Петросяна. В пропорциональном списке "Наследия" оказался ряд знаковых фигур этой партии. Таким образом, нейтрализована опасность, связанная с тем, что "Наследие" не одобряет внешнюю политику президента в карабахском вопросе и замороженном процессе армяно-турецкого примирения. Зато эту политику вполне разделяют его новые соратники. Поэтому нет риска, что в будущем парламенте "Наследие" в указанных вопросах займет позицию, отличную от позиции власти и станет поддерживать подходы ППА. И это - главное, что интересует сегодня "западных кураторов" предвыборной кампании. Неслучайно, как уже сообщалось, имеются данные, что британское посольство в Ереване проводит активные консультации с оппозиционными силами, стремясь создать основу для их будущего альянса в новом парламенте. И, разумеется, "Процветающая Армения" к этим консультациям не приглашена - в отличие от, как утверждается, даже "некоторых представителей провластных сил".

Поэтому неожиданное на первый взгляд соперничество между олигархом Алексаняном и двумя оппозиционными деятелями в 7-ом ереванском избирательном округе на самом деле может оказаться не столь уж неожиданным. Для властей важно, что победителем в любом случае не будет представитель "Процветающей Армении". Более того, возможное поражение предпринимателя не станет трагедией для РПА, многократно на всех уровнях заявлявшей о стремлении, как минимум, резко сократить присутствие в своих парламентских рядах представителей бизнеса и всяческих тому подобных "авторитетных парней". При этом излишне говорить, насколько позитивно скажется на общем имидже избирательной кампании "честное соперничество" между самоуверенным предпринимателем и "идейными представителями" оппозиции. Эффект обещает быть настолько серьезным, что это заставляет задаться вопросом: а не стал ли подобный расклад результатом не столько собственного решения оппозиционеров, сколько "настоятельной рекомендации", прозвучавшей "сверху"?

Ануш Левонян, политический комментатор (Ереван)