20 марта на российском телеканале "Культура" выходит документально-телевизионный фильм Ашота Джазояна и Виктории Грудинской "Код Орбели", созданный продюсерским центром "4 формата" при поддержке Министерства культуры Армении. Ашот Джазоян, секретарь Союза журналистов России, генеральный секретарь Международной Конфедерации журналистских союзов, рассказал о новом фильме.

Ашот Егишеевич, премьерный показ приурочен к 125-летию Иосифа Абгаровича Орбели, легендарного директора Государственного Эрмитажа. Что стало побудительным мотивом для начала съемок?

О братьях Орбели, потомках знаменитого армянского княжеского рода, я помнил всю свою жизнь. И все же нуждался, пожалуй, во внешнем толчке. Шесть лет мы проводили в Государственном Эрмитаже вместе с Михаилом Борисовичем Пиотровским форум молодых журналистов Евразии "Диалог культур". Но однажды известный телеобозреватель, культуролог Лев Николаев нашел в архивах интересный факт: в ноябре 2010 года мы собрались в театре Эрмитажа ровно 75 лет спустя после открытия конгресса крупнейших мировых востоковедов, день в день. Тогда я почувствовал, что тема братьев Орбели стала искать меня, чтобы быть переложенной на кинопленку.

По счастью, меня поддержал и Михаил Борисович Пиотровский, и Министерство культуры Армении и объединение общественных армянских организаций России в лице одного из его лидеров Эдуарда Гуляна. Михаил Борисович был первым, кто откликнулся - он не мог не обрадоваться моему предложению, ведь к 300-летию Северной столицы благодаря помощи дирекции Эрмитажа памятники семьи Орбели были приведены в порядок. С моим соавтором Викторией Грудинской мы начали свою кинематографическую археологию - начался поиск редких архивных документов на родине братьев в Тбилиси, в городе их научной и общественной деятельности Санкт-Петербурге, в армянском Цахкадзоре, где расположен музей братьев.

На презентацию фильма в кинотеатр "Ролан" приходили не только представители российской интеллигенции, армянской и грузинской общины Москвы...

Мы приглашали всех: и среди откликнувшихся были даже китайские, турецкие, арабские журналисты. В этом нет ничего парадоксального. Имя Орбели несет в себе код не только русско-армянского содружества, продолжающееся уже триста лет. Благодаря Иосифу Орбели была основана Армянская Академия наук, а в Эрмитаже был открыт отдел Востока, который за скорое время превратился в настоящий центр советской востоковедческой науки. В фильм вошли кадры, посвященные тому, как Эрмитаж становился не только народным музеем, но и приобретал статус научно-исследовательского центра.

Нам было важно включить в ленту и музыкальный синтез - в ней музыка первого армянского композитора-симфониста, ученика Николай Римского-Корсакова, тоже петербуржца, Александра Спендиарова, ведет диалог с произведениями Дмитрия Шостаковича, Микаэла Таривердиева, Александра Арутюняна, выдающегося ашуга Дживани. Ведь Орбели никогда не забывали о своей принадлежности к армянскому народу, хотя в них текла и русская кровь. Их мать Варвара Моисеевна была из рода Долгоруких-Аргутинских. Но Рубена, Левона и Иосифа можно было называть гражданами мира без преувеличения. Одним из важных культурологических акцентов фильма становится упоминание о том, что Иосиф Орбели был инициатором праздников, посвященных юбилеям Пушкина, Навои, Шота Руставели... В октябре 1941 года в Эрмитаже отмечали юбилей азербайджанского поэта Низами - гостей при входе уведомляли, что в случае воздушной тревоги заседание будет перенесено в бомбоубежище. Ни в Москве, ни в Баку, нигде в Советском Союзе никто в октябре юбилея Низами не проводил...

Фильм посвящен всем трем братьям...

Каждый из них был достоин отдельного фильма. Но все же говорить об Орбели хочется в контексте еще и семейного "кода". Это поразительно, что в столь драматические времена сталинщины работала теория не просто гениальной парности, но целого великого триумвирата. Каждый из братьев выбрал в науке свое направление и отточил его до совершенства. Рубен стал основателем подводной археологии. Первыми объектами его подводных исследований, проведенных в 1937 г., стали древние города Херсонес и Ольвия, а также участок дна реки Буг, где был найден челн-однодеревка. Он первый, кто в нашей стране перевел манускрипты великого Леонардо, посвященные этой тематике, и обобщил фундаментальные труды по истории ведения подводных работ, начиная с древнейших времен. Левон - любимейший ученик академика Ивана Павлова, стал создателем эволюционной физиологии и после смерти учителя возглавил Военно-Медицинскую Академию в Санкт-Петербурге, Иосиф - ученик лингвиста, этнографа, археолога академика Николая Марра, посвятил свои исследования востоковедению.

Но в 50-е годы Иосиф и Левон были удалены на почтительное расстояние от ведения дел своей жизни - Иосифу не простили ученичества у опального Николая Марра и жесткой защиты своих коллег непролетарского происхождения. Слава богу, никто так и не узнал, что директор Эрмитажа выносит под полами своего пальто "Мадонну Литта" да Винчи, которую комиссары Внешторга СССР приговорили к продаже за валюту, для того, чтобы после их ухода, вернуть шедевр на место. Его бы за это расстреляли.

Левон в 1948 году подвергся давлению в связи с преследованиями генетики в СССР. Он был освобожден от руководства почти всеми возглавляемыми им учреждениями. Но даже во время борьбы с космополитизмом он не отвернулся от своих западных учителей. Только после смерти Рубена Абгаровича в 1947 году были опубликованы его основные труды.

В Санкт-Петербурге и ныне живут представители этой фамилии...

Да, нам доставило большое удовольствие навестить потомков Орбели в знаменитом Комарове.... Знаете, там нас встретил внук Левона - Абгар. Он показал нам высоченный дуб, который прорастил дома в горшке и высадил возле дачи его дед. Было время, когда о могилах братьев забыли, да и об именах их стали забывать. Но сейчас прошло время возрождать наши евразийские традиции и вспомнить, что тысячелетия Евразия сшивалась как единое культурное, метафизическое пространство. Поэтому для нас оставалось главным рассказать простую историю трех гениальных ученых для того, чтобы их жизнь и судьба были известны далеко за пределами научного и культурного сообщества России и Армении.