Военное вторжение в Иран маловероятно, однако теоретически возможно и может начаться не раньше осени 2012 года в силу ожидающихся в марте текущего года парламентских выборов в ИРИ. Об этом на пресс-конференции в Ереване 14 января заявил военный эксперт Арцрун Ованисян, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как он заметил, совершенно не исключено, что давление и санкции Запада на Иран нацелены на то, чтобы на парламентских выборах процессы в ИРИ развивались по выгодному им сценарию, коим является внутриполитическая дестабилизация страны. "Недавнее убийство иранского физика продемонстрировало, что спецслужбы западных стран имеют довольно устойчивые позиции в Иране и в случае необходимости могут предпринять резкие меры", - сказал эксперт.

Отметим, что в Тегеране 11 января при взрыве заминированного автомобиля погиб иранский ученный-ядерщик Мустафа Ахмади Рошан. Представители спецслужб Ирана назвали взрыв терактом, который, по их мнению, был устроен израильскими спецслужбами.

Сама риторика западных политиков по Ирану, по словам Ованисяна, не столь однозначна и резка. "Если бы Запад твердо решил идти на военный конфликт, то их экспертные круги начали бы открыто заявить о наличии в Иране ядерного оружия и необходимости его ликвидации. Сейчас же оценки за редкими исключениями носят дипломатический характер", - подчеркнул он.

Сдерживающие факторы иранской кампании

Военное вторжение в Иран довольно сложная для Запада задача и постоянно откладывается по нескольким причинам, одним из которых является острые противоречия между основными глобальными игроками - Россией, Западными странами, США, Китаем и Японией, считает Арцрун Ованисян. Как сказал эксперт, в случае военной кампании против Ирана цены на нефть резко подскочат, так как Иран может закрыть Ормузский пролив, откуда осуществляется транспортировка более 30% глобального экспорта нефти по морю. "Другим довольно сильным сдерживающим фактором иранской кампании являются локальные региональные проблемы - карабахский конфликт, проблема талышей в Азербайджане и курдский вопрос, которые резко обострятся при войне с ИРИ", - прогнозирует он. Если между глобальными державами по указанным выше вопросам будет достигнут консенсус, и возможная дестабилизация всего региона их не будет волновать, военное вторжение в Иран станет очень реалистичным, полагает Ованисян.

Между тем, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM выразил уверенность в том, что в случае войны с ИРИ можно говорить только о воздушных ударах, "никакой сухопутной операции с попыткой оккупировать Иран не будет, так как для этого ни у кого нет политической воли и ресурсов". Как ему кажется, военная операция возможна только в том случае, если Иран, по свой внутренней логике, захочет эту войну спровоцировать.

"В ядерной же программе, по большому счету, ничего нового не произошло, поэтому эскалация связана не с этим, а с переменами в регионе, которые произошли в результате "арабской весны". Угроза же Ирана перекрыть Ормузский пролив, на самом деле является блефом, так как это 100-процентный казус белли (повод войны). США не потерпят этого и об этом они уже четко и ясно заявили. Если Иран решит, что ему выгодно спровоцировать войну, будучи уверенным, что наземного вторжения не будет, а воздушные операции кардинально не изменят ситуацию, в этом случае война возможна. Но я думаю, что Иран воздержится от откровенных провокаций и обойдется без военного конфликта", - считает политолог.

Ближний Восток и карабахский конфликт

Позиция Армении по иранскому вопросу в целом можно характеризовать как "активный нейтралитет", отметил Арцрун Ованесян, добавив, что таким образом Армения желает содействовать снижению напряженности вокруг Тегерана. "Конечно, Армения не может помешать военной кампании против Ирана, однако пока она не началась, Ереван может посредством консультацией с западными и иранскими партнерами постараться снизить уровень накала", - считает он. Как считает эксперт, война в Иране сдвинет с мертвой точки и карабахское урегулирование, что реально изменит нынешний статус-кво. "Все будет зависеть от того, пассивной или активной антииранской позиции будет придерживаться Баку. В данном случае мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта может или ускоряться, или вернуться в фазу военного конфликта", - подытожил Ованнисян.

Согласно прогнозу Лукьянова, вероятная война с Ираном очень сильно повлияет на регион Ближнего Востока и на карабахский конфликт. "На Ближнем Востоке все будет зависеть от того, как себя поведут Саудовская Аравия и ее союзники, которые играют первую скрипку во всех этих событиях. Для них важно взять реванш за то, что Иран сильно укрепил свое региональное влияние благодаря свержению режима Садама Хусейна и сейчас "арабская весна" дала возможность суннитским режимам оттеснить Тегеран обратно. Поэтому в случае удара, получается сложная комбинация - Израиль, который заинтересован, Саудовская Аравия, которая заинтересована и США, но у всех разные интересы и они не совпадают", - подчеркнул эксперт.

Сильная дестабилизация ситуации в Иране, как считает аналитик, может стать толчком, который выведет из равновесия ситуацию в зоне нагорно-карабахского конфликта. "Статус-кво сейчас довольно прочный, несмотря на все заявления, но если возникнет совершенно другая общая ситуация вокруг, могут возникнуть какие-то соблазны у Турции и Азербайджана по данному вопросу. Я почти уверен, что любая серьезная смена антуража в районе Каспия, конечно, если Иран будет мишенью атаки, если не сразу, то через какое-то время скажется на карабахском конфликте", - заключил Федор Лукьянов.