Юридических оснований для импичмента президента Армении нет - интервью Гарника Исагуляна
Армения, 5 декабря, 2011, 12:56 — ИА Регнум. Интервью ИА REGNUM с председателем партии "Национальная безопасность" Гарником Исагуляном.
ИА REGNUM: Г-н Исагулян, как Вы прокомментируете возможность того, что в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию Францию может заменить Евросоюз? Что это даст процессу?
- Во-первых, отмечу, что смена формата МГ ОБСЕ предусматривается только с согласия всех конфликтующих сторон. И судя по реплике замминистра иностранных дел Азербайджана г-на Азимова, пока даже в Баку на подобную перспективу реагируют негативно, не желая смены формата международного посредничества. Во-вторых, по моему мнению, нет на то и согласия самой Франции. Вспомним заявления французского президента Николя Саркози, сделанные во время его визита в Армению. Согласитесь, что ЕС вряд ли может что-либо диктовать Парижу, учитывая нынешнее тяжелое финансово-экономическое положение в Европе. По идее, ЕС просто не в состоянии будет вести какие-либо активные политические акции, тем более что и Франция вскоре будет решать важнейший внутриполитический вопрос - преемственность власти. Поэтому позволю себе выразить сомнение в продуктивности изменения формата МГ ОБСЕ в будущем. У ЕС нет ресурсов, как и нет реальных свежих идей, чтобы сменить Францию.
Кроме того, подобная рокировка чрезвычайно усложнит переговорный процесс. Не следует забывать, что трио США-Россия-Франция намного легче находит общий язык во взаимоотношениях, чем, допустим, связки США-ЕС или Россия-ЕС, когда приходится учитывать позиции и младших по рангу членов Евросоюза. Да и потом, пока неясно, готов ли Совет безопасности ООН, выдавший в свое время мандат ОБСЕ на посредничество в переговорах по урегулированию, на фактическую подмену одной структуры другой. ОБСЕ и ЕС - все-таки, не одно и то же, у каждой структуры свои уставные цели и задачи.
ИА REGNUM: Как Вы оцениваете текущее, по сути, застойное положение в процессе налаживания армяно-турецкий отношений и его перспективы?
- В Вашем вопросе уже содержится оценка состояния в армяно-турецком процессе. Это именно застой, и вина полностью лежит на Анкаре. Как можно судить по заявлениям различных турецких политиков, Турция не отказывается от идеи взаимосвязанности армяно-турецких отношений с проблемой урегулирования в Арцахе - Нагорном Карабахе. И это мы уже с полным основанием трактуем как возврат к тактике выдвижения предусловий. То же касается и регулярного упоминания Анкарой набившего оскомину тезиса о некой "исторической комиссии", на что Армения уже, кстати, ответила, что вопрос Геноцида никогда не являлся и не является чем-то спорным. Учитывая, что теперь из Турции порой звучат призывы использовать в качестве еще одного предусловия закрытие Армянской АЭС, мы четко видим, что Анкара готовится к затяжному спектаклю, цель которого постоянно искать и находить причины для нератификации армяно-турецких Протоколов. Но тогда возникает закономерный вопрос - почему же Армения должна быть большим католиком, чем папа Римский? Если туркам это не нужно, то нам, в особенности накануне весьма опасных событий в треугольнике Турция-Ирак-Сирия, даже в целях обеспечения элементарной безопасности уже нет никакого резона торопиться ни с открытием армяно-турецкой границы, ни с ратификацией Протоколов. Напомню, что вся идея этого процесса заключалась как раз в том, чтобы Турция прекратила сухопутную блокаду нашей страны. Но раз уж приграничные с Арменией земли, контролируемые турками, находятся под огромным риском превратиться в арену кровопролития, то зачем нам спешить с открытием границ и подвергать риску нас самих?
ИА REGNUM: На Ваш взгляд публичное извинение Эрдогана за гибель 13 тысяч курдов от рук турецких солдат в 1930-х гг. может стать прецедентом в деле развязывания клубка армяно-турецких противоречий?
- Вопрос сложный, но ясно, что это заявление Эрдогана может стать прецедентом для разных процессов - даже и для пересмотра, например, исторической роли Кемаля Ататюрка. Согласитесь, невозможно допустить, что в Турции нет кругов, которые бы этого не понимали. Следовательно, еще до того, как, допустим, Эрдогана заставят попросить извинения за перманентные геноциды и депортации греков (1918-1922 гг., 1955-1960 гг.) или за агрессию против Кипра (1974 г.) и геноцид христиан на острове, мы должны ожидать резкого обострения внутренней ситуации в Турции. Обратите внимание - Эрдоган сам это отлично понимает, если потребовал, чтобы и руководители кемалистской Республиканской народной партии принесли извинения за Дерсим.
Кстати, это были убийства не курдов, а заза - совсем иного народа, с отдельным языком и т.д. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что подавление Дерсимского восстания и последующий геноцид заза - это как бы промежуточные преступления турецкого режима после Геноцида армян 1915-1923 гг. и до греческих погромов 1955-1960 гг. Главная сложность для турецкой элиты, как видим, не в том, чтобы признавать или не признавать преступление своего государства против этнических меньшинств. А в том, что турки всерьез боятся признавать свои преступления против иных, немусульманских конфессий. Вот почему я не настроен оптимистично в данном вопросе - вряд ли признание убийств заза и принесение извинений станет катализатором для признания турками государственной ответственности за геноциды христиан. Но то, что после "неосторожности" Эрдогана могут начаться и другие процессы, например, может встать и вопрос о преступлениях турок в Хатаи, захваченном Турцией у Сирии, нет никаких сомнений.
ИА REGNUM: Обратимся к внутриполитической ситуации в Армении. Власти проводят политику уменьшения или исключения вовсе депутатов-бизнесменов в парламенте следующего созыва. Что это может дать законодательному органу страны? Причем, интересно, что перед прежними выборами утверждалось обратное - мол, участие бизнесменов в деятельности парламента повысит качество законотворческого процесса, так как они на деле знакомы с ситуацией в экономической сфере?
- Каждую отдельную мысль, вырванную из контекста, можно прокомментировать по-всякому. Сейчас обратимся к мысли, высказанной президентом Сержем Саргсяном. "Предпринимательство должно последовательно отделяться от государственной системы и власти. Вместо этого, государство должно продолжать учиться полноценно уважать и обеспечивать интерес каждого гражданина и предпринимателя. Государство и предприниматель должны выступать в качестве надежных партнеров, поскольку в противном случае реализация каких-либо программ содействия частному предпринимательству не будет эффективной".
Параллельно просмотрим 65-ю статью Конституции Республики Армения: "Депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью, занимать должность в государственных органах, органах местного самоуправления или коммерческих организациях, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, педагогической и творческой. Депутат исполняет свои полномочия на постоянной основе". Ясно, что президент говорит о применении конституционной нормы. Не нужно пытаться персонифицировать или искажать речь президента. Конечно, в постсоветском пространстве существуют явления, которые заставляют бизнесменов искать различные способы для защиты собственного бизнеса. Это делается из опасения, что смена политической элиты может привести также и к перераспределению в сфере экономики. Таким образом, президент в своей речи четко указывает на необходимость установления надежных партнерских взаимоотношений между бизнесом и государством, когда бизнесмен во всех смыслах будет защищен, и когда никакая смена политической элиты не приведет к перераспределению сферы экономики. Я уверен, что именно таков основной смысл данной части речи Сержа Саргсяна.
ИА REGNUM: Несмотря на то, что на официальном уровне отрицаются противоречия между правящей Республиканской партией Армении и "Процветающей Арменией", однако между строк в заявлениях и действиях представителей этих партий выпукло замечается обратная ситуация. По вашему мнению, чем обусловлены противоречия и могут ли они привести к выходу "Процветающей Армении" из коалиции до и после парламентских выборов?
- Исходя из этических соображений, ответ на данный вопрос может быть воспринят неправильно. Именно по этой причине я попробую рассмотреть данный вопрос с точки зрения эксперта. И РПА, и ППА как партии имеют свои программы и устав, которые абсолютно не идентичны, несмотря на то, что похожи. В противном случае, они бы слились в единую партию. Следовательно, по поводу различных вопросов они могут иметь различную позицию. Это не должно стать причиной различного рода заявлений. Понятно, что сейчас предвыборный период и ППА - одна из самых влиятельных партий, и многие бы желали сотрудничать с этой партией. Ясно, что сотрудничество РПА и ППА разрушает яркие мечты многих. Именно по этой причине существует много способов манипулирования, однако мы обязаны рассматривать только официальные заявления и, я считаю, что в этих заявлениях искренни обе стороны и очень хорошо отдают себе отчет в том, что в случае любого другого типа взаимоотношений пострадают не только они сами, но также поменяется то соотношение сил, которое сформировалось сегодня, и которое на данном этапе является одной из важнейших условий стабильности.
ИА REGNUM: В случае если Армянский национальный конгресс по итогам выборов в парламент получит депутатские мандаты, какие у нее будут возможности претворить свои угрозы в жизнь и инициировать вопрос импичмента президента?
- Любая политическая сила имеет право на развитие политической деятельности в рамках Конституции и законов, на свободу выражения мыслей и убеждений, может также иметь некоторые стремления, однако очень важно, чтобы для всего этого данная политическая сила имела большое политическое и общественное влияние. Это, во-первых. Во-вторых, для инициирования какого-либо процесса нужны также правовые основы. То, о чем говорит АНК, не имеет каких-либо юридических оснований и очень изменчиво в плане времени, если внимательно проследить за деятельностью и всеми заявлениями АНК, сделанными за последнее время. При этом в связи с одним и тем же вопросом, тем же явлением и даже той же личностью очень часто выражают совершенно противоречивые мнения. Принцип понятен, "если готов к сотрудничеству со мной, то ты мне друг и все хорошо, а если не сотрудничаешь, то тогда ты мой враг и все твои действия можно считать преступлением. А что касается импичмента, то могу сказать однозначно: деятельность президента Сержа Саргсяна исключительно вытекает из Конституции и законов РА.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян