Москва и Пекин играют на параллельных досках геополитики: эксперты СНГ о Китае и Евразийском союзе
Москва, 28 ноября, 2011, 11:01 — ИА Регнум. Странам очерченного Путиным и Назарбаевым Евразийского союза нужно учиться использовать китайское присутствие в своих интересах - об этом, в ходе виртуальной экспертной дискуссии под эгидой проекта Центральная Евразия заявил известный казахстанский специалист по Китаю Константин Сыроежкин. В новом обсуждении под названием "Евразийская интеграция и Китай" приняли участие эксперты из четырех постсоветских государств. ИА REGNUM, как информационный партнер виртуальных заседаний, приводит тексты выступлений полностью.
В последнее время много делается в плане развития т.н. Евразийской интеграции с участием или лучше сказать под эгидой России. Это и Содружество независимых государств (СНГ), это и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), это и Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии, это и планы расширения состава участников региональной экономической интеграции, например, за счет Киргизии и Таджикистана, а в итоге - это планы создания Единого экономического пространства (ЕЭП) и затем Евразийского Союза (ЕАС), идея чего была озвучена Владимиром Путиным и получает достаточно широкое обсуждение в политических и экспертных кругах многих стран.
Но как интеграционные усилия на постсоветском пространстве могут быть совместимы с политикой Китая, особенно конечно, ее экономической составляющей? И совместимы ли эти усилия вообще? В первую очередь, конечно, дело касается Центральной Азии, где экономическое, да и иное присутствие Китая, особенно за последние 10 лет, выросло кардинально. Объемы китайско-центральноазиатской торговли уже несколько лет сопоставимы с объемами российско-центральноазиатской, а то и превышают их, если принимать во внимание объемы т.н. челночной торговли. А по масштабам финансовых "вливаний" в регион Китай уже давно опережает Россию.
В этих условиях, как представляется, уже нельзя не считаться с китайским фактором при планировании любых более-менее крупных мероприятий, не говоря уже о таком масштабном "мероприятии" как интеграция. В попытках приблизиться к более концептуальному восприятию роли и места Китая в процессах интеграции в Евразии проектом "Центральная Евразия" организована дискуссия по теме "Евразийская интеграция и Китай" с участием ряда известных экспертов. В первой части дискуссии приняли участие следующие специалисты: Константин Сыроежкин (Казахстан), Геннадий Чуфрин (Россия), Мурат Суюнбаев (Киргизия) и Игорь Шевырёв (Украина).
Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта "Центральная Евразия": мое и моей аналитической команды видение темы заключается в том, что на начальном этапе крайне важно форсировать интеграцию именно в постсоветском формате для того, чтобы снизить появившуюся в результате распада СССР фрагментацию ранее единого экономического пространства и преодолеть сырьевую ориентацию экономик целого ряда стран. Очевидно, что основная нагрузка по решению данной стратегической задачи должна лечь на ЕврАзЭС, ТС, а в итоге - на ЕАС. При этом, на начальном этапе роль ШОС, как представляется, должна сводиться к обеспечению политической и иной поддержки Китаем интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Данная поддержка будет иметь принципиально важное значение для России и ее союзников особенно в плане противодействия вероятному давлению США и Запада в целом, так как можно с уверенностью сказать, что многие западные страны крайне негативно воспримут процесс экономической ре-интеграции на постсоветском пространстве. Для того чтобы те же ЕАС и ШОС не были бы дублирующими проектами, на начальном этапе целесообразно форсирование полномасштабной экономической интеграции в рамках ЕАС, а на последующем этапе - интеграции в рамках ШОС. В результате, это и должно обеспечить последовательность и синхронность усилий в рамках ЕАС и ШОС в достижении системного прорыва в комплексном экономическом развитии внутренних пространств Евразии. В этой связи Китай может сыграть решающую роль в налаживании и развитии многостороннего сотрудничества в инновационной сфере в рамках ШОС: координации совместных усилий стран-членов в плане производства интеллектуальной продукции (перспективные идеи, научные открытия, технологические разработки и т.п.) в различных сферах деятельности. Однако это все в теории. А что на практике? Какое видение роли и места Китая в процессах экономической интеграции в Евразии у вас уважаемые коллеги? Может ли быть Китай фактором поддержки интеграции в том же постсоветском формате? Или, наоборот, Китай будет/должен всячески противодействовать этому процессу, вовлекая регион в сферу своего единоличного экономического влияния?
Константин Сыроежкин (Казахстан), доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований: во-первых, мы не обязаны считаться с китайским фактором на пространстве СНГ, вполне достаточно его учитывать. Китай не может, да и не должен выступать локомотивом интеграции на постсоветском пространстве, а потому рассматривать ШОС как некий интеграционный проект - опасное заблуждение. Главная задача сегодняшнего дня - создать эффективное и взаимовыгодное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Таможенный союз и Единое экономическое пространство - хороший задел в этом смысле. Основная цель (и В.Путин в этом абсолютно прав) - попытаться создать новый самостоятельный экономический и геополитический центр если не силы, то хотя бы притяжения. Китай здесь постсоветским странам не помощник, а скорее конкурент. Его цель заключается в другом: в создании зоны свободной торговли на пространстве ШОС, продвижении китайских товаров на рынки внутренней Евразии, Европы, Ближнего и Среднего Востока. Цель ЕЭП - воссоздание отечественного производства и выход на рынки (пока СНГ) со своей продукцией. Другими словами, цель ЕЭП - создание альтернативы китайскому торговому доминированию.
Что касается ЕврАзЭС и ШОС, здесь наблюдается дублирование деятельности, что опять же не отвечает стратегическим интересам стран СНГ. Чтобы избежать этого дублирования, нам необходимо для начала научиться договариваться между собой. Те проекты, которые невозможно (в силу финансовых, технических и иных условий) реализовать в рамках ЕврАзЭС, можно предлагать для реализации в рамках ШОС. Здесь Китай с его огромными инвестиционными ресурсами может оказать существенную помощь. Безусловно, если эти проекты будут интересны самому Китаю. Отдельно необходимо сказать о привлечении Китая к инновационным проектам. Как одного из инвесторов - вполне возможно и даже необходимо. Однако, собственно в плане инноваций пока Китаю особо похвастаться нечем. Безусловно, на нашем фоне он выглядит привлекательно, но гораздо эффективнее использовать опыт пионеров инновационных технологий: США, Европы и той же России.
Вообще, по-моему, мы либо слишком демонизируем Китай, либо наделяем его теми способностями, которыми он не обладает. Китай - динамично развивающаяся страна, это - факт. Но фактом является и то, что внутри Китая масса проблем, часть из которых вообще не имеет решения. А что касается китайского присутствия в регионе, нам нужно научиться его использовать в своих национальных интересах. И никаких фобий!
Геннадий Чуфрин (Россия), доктор экономических наук, член Дирекции Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН: с моей точки зрения, в современных условиях Китай не намерен и не будет сколько-нибудь активно противиться евразийской экономической интеграции, ибо, как показывают последние мировые тенденции, он заинтересован в поддержании нормальных деловых - и на политическом, и на экономическом уровнях - отношений с Россией. Равно как и Россия заинтересована в поддержании таких отношений с Китаем. Об этом предельно ясно свидетельствуют итоги недавнего визита В.В.Путина в Китай. Сказанное, впрочем, отнюдь не означает возможности снижения хозяйственной активности Китая на центральноазиатском направлении, уменьшения его заинтересованности в энергетических и других природных ресурсах этого региона, в сбыте своих товаров на рынках местных государств, а, следовательно, - и в сохранении политики отстаивания своих хозяйственных интересов методами рыночной конкуренции. В интересах же России, ее партнеров по Таможенному союзу, а затем и по ЕЭП и Евразийскому союзу - найти взаимоприемлемые формы хозяйственного сотрудничества с Китаем, включая использование возможностей ШОС, во имя избежания перерастания упомянутой конкуренции в соперничество. По-моему, эти задачи в современных геополитических условиях вполне решаемые.
Мурат Суюнбаев (Киргизия), независимый эксперт: как региональная интеграция в так называемой Центральной Азии может быть совместима с политикой Китая? - Никак. На интеграционные процессы внутри региона влияние внешних игроков-государств только негативное. В том числе и России - вспомните историю с ликвидацией Центрально-азиатского экономического сообщества. Интеграция - это усиление позиций ее участников и, автоматически, - снижение позиций внешних игроков. Положительное влияние наблюдается только со стороны международных организаций - ООНовских структур, ОБСЕ. Положительное, но далеко не решающее.
Совместимы ли усилия России и Китая в регионе? И возможна ли поддержка Китаем интеграционных процессов на постсоветском пространстве? - Несовместимы, но не антагонистичны. Китай мешать не будет, но и помогать - тоже. Интеграция в рамках ШОС - это басня. Интеграция - это свободное передвижение товаров, услуг, капиталов, людей и информации. Китай не против этого, а как насчет других членов ШОС, и без интеграции запуганных китайской товарной экспансией? Не надо путать интеграцию с яичницей. И не надо путать интеграцию с кооперацией! Другое дело, что ОДКБ может и должна стать составной частью Евразийской интеграции. Да, Китай участвует в процессах экономической кооперации и интернационализации на евразийском пространстве. Это не то же самое, что интеграция, однако ей не противоречит.
Игорь Шевырёв (Украина), председатель Центра изучения Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона: один из основных принципов внешней политики Китая - это ставка на двусторонние отношения с разными странами. В то время как сотрудничество с организациями и внутри них отходит на второй план. Сейчас, например, Китай имеет неплохие отношения со всеми постсоветскими странами и прослеживается динамика к дальнейшему укреплению этих отношений. Причем это взаимозависимые отношения. Поэтому для Пекина без разницы - объединится ли постсоветское пространство или продолжится укрепление двусторонних связей с каждой из стран. Однако, важно подчеркнуть еще и другое - Китай заинтересован в сотрудничестве с постсоветским пространством, если оно будет развиваться на основе собственных возможностей и ресурсов, и если не возьмет за основу евроатлантическую стратегию развития. В противном случае, т.е. если постсоветское пространство выберет западный вектор, то Китай будет вынужден продолжать собственный путь в одиночку. Говоря о конкуренции между Россией и Китаем в целом, подчеркну еще одно: Москва и Пекин играют на параллельных досках геополитики. Основная геополитическая стратегия Москвы - прирастать территориями. Это "тянется" еще со времен Российской империи. Считается, что чем протяженнее империя, тем она более могущественная. С китайской стратегией дело обстоит иначе: здесь самое главное не территории, а правильная расстановка кадров. Китайцы считают, что незачем завоевывать территории - гораздо правильнее расставить на всем земном пространстве свои кадры.
Владимир Парамонов: мне остается только согласиться с практически единодушным мнением экспертов о том, что китайская политика пока оставляет достаточно возможностей для постсоветских стран в плане развития сотрудничества как с самим Китаем, так и друг с другом, в том числе в контексте форсирования интеграционных процессов. И это принципиально важный фактор, который необходимо использовать. Тем не менее, позволю себе настаивать на тезисе, что Россия не является для Центральной Азии таким же "внешним фактором", которым является тот же Китай, а равно и на том, что ШОС способен стать привлекательным интеграционным проектом с участием России, Китая, государств Центральной Азии и, возможно, других стран. И, как представляется, по мере осознания этого в самих России, Китае и Центральной Азии, следует говорить о появлении больших возможностей для сотрудничества между ними и интеграции, усиления координации в других направлениях. Какие это возможности в реальности и как их использовать? Как избежать обострения соперничества - конфронтации с Китаем? Возможна ли в принципе экономическая интеграция с Китаем? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в ходе последующих частей экспертной дискуссии по теме "Евразийская интеграция и Китай".
Примечание: мнения экспертов приводятся в сокращении. Материал подготовлен в рамках совместного проекта с интернет-изданием "Новое Восточное Обозрение" (Россия), при информационной поддержке ИА REGNUM (Россия), Информационно-аналитического центра МГУ (Россия), информационно-аналитического портала APRA (Киргизия), аналитического сайта "Region.kg" (Киргизия).
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Астрономы зафиксировали в космосе мощные ударные звуковые волны
- Путину доложили о высокоточности ракетного комплекса «Орешник»