"Собранные вместе эти поправки создали своего рода кумулятивный эффект и еще раз показали, сколь проблемной стала Белоруссия с точки зрения соблюдения элементарных прав человека, сколь огромен здесь дефицит демократических норм и правил, как катастрофически деградировала правовая система страны", - заявил 24 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП), Вице-президент Международной конфедерации профсоюзов (МКП), член Административного совета Международной организации труда (МОТ) Александр Ярошук, комментируя утвержденные верхней палатой парламента Белоруссии поправки в действующее законодательство, регламентирующее деятельность общественных объединений и проведение массовых мероприятий.

Совет Республики Национального собрания Белоруссии 21 октября рассмотрел и одобрил законопроект, запрещающий общественным объединениям получать иностранную помощь. Законопроект предусматривает применение уголовной или административной ответственности за "получение, а равно хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством Белоруссии, либо финансирования политических партий, подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения".

"Я не отношусь к числу тех, кто расценивает поправки как возвращение 1937-го года, как тотальную зачистку всякого инакомыслия в стране. Не следует преувеличивать опасность вновь принятых законодательных актов для НГО, всех других демократических организаций страны, в том числе - независимых профсоюзов", - сказал Ярошук. По его мнению, излишне резкие комментарии со стороны ряда белорусских общественников и обывателей связаны с незнанием реалий. На самом деле, утверждает Ярошук, многие из принятых 21 октября Нацсобранием Белоруссии поправок в законодательство фактически реализовывались ранее. Поэтому и нет поводов для излишне резких заявлений и действий.

"Во-первых, потому что ничего нового к существующим реалиям белорусской действительности и ее правовой системы принятые поправки не добавили. Почти все эти нормы в том или ином виде присутствовали в других законодательных актах, - сказал профсоюзный лидер. - Скажем, оказание финансовой помощи из-за рубежа строго регламентировано и регулируется декретами №24 и №8 президента. КГБ и без юридической формализации разрешения мог позволить себе практически все, в т.ч. врываться в жилища граждан страны". Именно то, что все ограничительные меры были собраны в двух-трех документах и в один день стали достоянием граждан, полагает Ярошук, и стало причиной массового возмущения белорусской и зарубежной общественности.

"Во-вторых, между принятым законом и практикой его применения, как известно, зачастую лежит дистанция огромного размера, - продолжил Ярошук. - И я не думаю, что мы станем свидетелями частого их использования. Помнится, лет 5-6 тому много шума наделала поправка в уголовный кодекс, дающая право властям привлекать к уголовной ответственности за клевету на Республику Беларусь. Много мы знаем случаев действия этого закона? Ни одного".

Лидер белорусских независимых профсоюзов не согласился с мнением о том, что поправки вызваны ростом реальной террористической угрозы для Белоруссии: "В данном случае уместно, скорее всего, вести речь о психологическом подтексте поправок. Дескать, имейте ввиду, представители организаций гражданского общества: если что - ворвемся, привлечем и посадим. И, несомненно, здесь явно присутствует адресат в лице белорусской номенклатуры. Чтобы она в непростые времена экономического кризиса, времена краха целого ряда диктатур в Северной Африке и на Ближнем Востоке не поддалась соблазну искушения разбродом и шатаниями. Ей власть посылает сигнал - в Белоруссии, в отличие от Багдада и Триполи, все спокойно, ситуация находится под контролем, и весьма жестким".

Ярошук отметил: "Лично мне все это представляется как страшилки того, кто сам сильно напуган. По моему мнению, авторитарный режим страны не имеет ни политического, ни экономического, ни человеческого ресурсного потенциала, чтобы осуществлять дальнейший дрейф и приобрести законченные тоталитарные формы. Попросту говоря, пик пройден, и дальше "закручивать гайки" не хватает силенок или хватает только на то, чтобы брать на испуг. Но испуг действует лишь на того, кто боится".

"Независимые профсоюзы в списке напуганных места себе не видели ранее, не видят и впредь - какие бы кто и куда поправки не вносил. Поэтому мы намерены осуществлять свою деятельность ровно так, как делали это до сих пор в строгом соответствии с Конституцией страны, международными нормами и правилами, а также принципами международной профсоюзной солидарности. Мы не собираемся ни сворачивать, ни прекращать многочисленные проекты с нашими партнерами из самых разных международных и национальных профсоюзных организаций. Никакие поправки также не вынудят нас прекратить борьбу за права и интересы членов наших профсоюзов, всех трудящихся страны в любых формах, которые требуют от нас уставы наших организаций и диктуются складывающейся ситуацией", - резюмировал председатель БКДП.

Как сообщало ИА REGNUM, 21 октября Совет Республики Национального собрания Белоруссии одобрил проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь". Проект закона предусматривает расширенный перечень мест, где запрещено проведение акций и массовых мероприятий. Законопроектом запрещается одновременное по времени и месту проведение нескольких мероприятий и акций. Без разрешения властей информирование о предстоящих мероприятиях (пикетировании, митинге или иной акции) запрещается. Запрещается использовать Интернет для распространения информации о подготовке мероприятия, если мероприятие не одобрено властями. Лицам, в течение года получившим административное взыскание, выступать организаторами массовых акций, пикетов и иных мероприятий - запрещается. Также запрещен допуск на массовые мероприятия лиц, отказывающихся от обыска.

Напомним, 13 октября были опубликованы законопроекты "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь" Об органах государственной безопасности Республики Беларусь " и "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь". Ранее возмущение белорусских НГО вызвал законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь". ЕС и ряд международных организаций выступили с критикой поправок белорусского законодательства, которые расширяют права сотрудников КГБ и ужесточают условия деятельности НГО.