Сегодня, 1 сентября, мама Светлана Викторовна и папа Владимир Александрович в первый раз привели в школу № 5 Всеволожского района Ленинградской области четырех девочек-первоклассниц (см.фото ниже), передает корреспондент ИА REGNUM.

Серафима

Семья Олькеницких - необычная: на двоих у родителей - семеро детей. Трое взрослых (Андрею и Надежде - за тридцать, Алексею - двадцать пять лет), и четверо младших, семилетних: Серафима, Настя, Оля и Маша. Причем Олю, Настю и Машу семья приняла в свой дом друг за другом, чуть больше года назад.

56-летний Владимир Александрович Олькеницкий закончил Ленинградский пединститут им. Герцена по специальности учитель химии на английском языке. Преподавал в школе, занимался научной работой в разных ленинградских НИИ, а сейчас ведет личное подсобное хозяйство (индивидуальный предприниматель - занимается разведением домашней птицы). Но и не оставляет прежней специальности, работает консультантом по образовательным программам. Светлана Викторовна на семь лет младше мужа. Закончила Завод-ВТУЗ при "Ленинградском металлическом заводе" по специальности "технолог литейного производства". Домохозяйка. Поженились Олькеницкие 16 лет назад.

Двух девочек они приняли в семью из петербургских сиротских учреждений: Олю из детского дома № 19, Настю из приюта "Ковчег" (помогла база данных детей-сирот, видео-паспорта, помещенные в Интернете). Машу отыскали в одном из ленинградских областных детских домов.

"Мы говорим: нельзя забывать ваших мам, помолитесь за них, - рассказал Владимир Александрович. - Например, Машина мама, которая провела свое детство в детдоме, в этой жизни не удержалась, умерла у девочки на глазах - представляете, какую ребенок пережил травму!"

Дети переехали во Всеволожск в 2010-м году. Сразу стали называть своих приемных родителей мамой и папой. Поначалу удивляли родителей незнанием элементарных вещей: того, например, что капуста круглая (в прежней детдомовской жизни они видели ее только нарезанной), или не могли назвать ни одного из персонажей знаменитой сказки "Буратино". "В органах опеки, где нам помогали, спрашивали: "Зачем берете девочек почти одновременно? Пришлось объяснять: так им легче влиться в семью, ровесницы лучше поймут друг друга и заниматься с ними проще - как с маленьким классом",- говорит папа.

Всеволожская опека и опекунские органы в Невском районе Санкт-Петербурга, рассказали родители девочек, помогали советом. Существенную поддержку им оказал петербургский городской центр "Семья". "Правда в детдоме и приюте городского подчинения мы столкнулись с непонятным нам противодействием, - рассказывает мама Света. - Очень уж неохотно нам отдавали детей, казалось бы, вразрез с тем, что постоянно слышим "сверху": принимая в семью детей, вы помогаете государству. Люди, которым хорошо известна система, нам потом объяснили: если численность детдома сокращается, его, вернее всего, расформируют, а этого детским домам не хочется. Значит, надо что-то менять таким образом, чтобы сиротское учреждение, наоборот, получало некие преференции за то, что ребенок попадает в семью - тогда меньше будет противодействия, а подчас, и открытой агрессии, с которой, к сожалению, пришлось столкнуться".

Хотя девочек определили в одну школу и один класс, родители настроены на домашнее обучение. С того времени, как дети поселились в доме, папа, мама и старший, 25-летний брат девочек занимались с ними, очень разными по уровню подготовки, и в этом значительно преуспели. Одна из дочек, до того, как ее нашли нынешние мама с папой, находилась в коррекционном сиротском учреждении и заметно от сестер отставала. Теперь разница практически незаметна - все одинаково хорошо подготовлены к школе.

Серафима, хоть и ровесница остальным, на правах старшей опекает сестер (она с трехлетнего возраста, как рассказывают родители, ждала сестричек, ей это было обещано). Говорит, обнимая Машу: "Я кареглазиком ее называю, и еще негритенком. Но за зиму она побелела..." Девочки очень дружны. Все делают вместе, могут о чем-то поспорить, но в их взаимоотношениях нет агрессии.

Владимир Александрович любит детей и знает, как важно с детства иметь надежный тыл - дом, наполненный заботой людей, готовых понять и поддержать. Он уверен, что талант надо выращивать, как цветок, а это невозможно без полноценного общения с детьми, без совместных игр, занятий, домашнего чтения, заучивания хороших поэтических строк наизусть невозможно.

По соседству от Олькеницких живет 80-летняя Ольга Ивановна Громыко, всю жизнь проработавшая учителем. Ей до сих пор доверяют вести "продленку". Олькеницкие прислушиваются к ее советам. Постоянно они общаются и с другой соседкой - Светланой Шестопаловой, крестной Серафимы. Как она рассказала, до последнего они хотели оформлять усыновление, едва уговорили их в службах, где готовились документы, оформить опеку - не слишком большие, но все-таки вовсе не лишние в семейном бюджете деньги опекунам причитаются. "Девочки дружат с моим двенадцатилетним сыном, несмотря на разницу в возрасте, - говорит соседка. - Смотрю на то, как живет семья Светы с Володей, и понимаю, что о них надо рассказывать людям. Наверняка тогда станет меньше сирот".

В доме Олькеницких тепло, комфортно, уютно, но маловато места, но о хоромах они и не мечтают. В первых числах сентября семью ждут новые впечатления - Олькеницкие приглашены в Чебоксары на встречу с президентом России. "Уж и не знаю, как встретимся - мы не публичные люди, - переживает мама Света, и, глядя на детей, добавляет - Куда ни пойдем, ни поедем - девочки наши, по-другому не будет".

Евгения Дылева.

Фото автора.