Петербургские ученые опять осудили реформу образования "по Фурсенко"
Москва, 3 июня, 2011, 14:58 — ИА Регнум. "Наша наука всегда была интернациональна, международное сотрудничество спасало нас, когда многократно падали расходы на науку и образование. Мы никогда не были в отрыве от мировых знаний, но есть серьезные проблемы, которые за нас никто не решит", - заявил сегодня, 3 июня, в Санкт-Петербурге, открывая в Научном центре РАН конференцию "Наука и образование в России: потенциал, проблемы, перспективы", академик РАН, председатель президиума Санкт-Петербургского центра РАН Жорес Алфёров.
"Мы пережили кризис падения образовательного уровня - с передовых позиций в мире, как указано в докладе ООН, скатились на 54-е место. Нас подкосил кризис чтения, восьмикратное за время "активных реформ" падение расходов на образование (данные Общественной палаты РФ) и статуса педагога, огромный кадровый голод, - перечислил беды российского просвещения член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, зам. председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. - Только за один год так называемого "переходного времени" покинули Родину 80 тысяч ученых, и этот массовый отъезд только в денежном выражении стоил стране 60 мрлд долларов".
По словам Олега Смолина, "нельзя народ обманывать бесконечно, превращая образование в исключительно коммерческую сферу". "Государственная власть всерьез должна учесть результат рейтинга российских министров, проведенного международными экспертами, в итоге которого выяснилось, что на последнем, не почетном месте - министр Фурсенко". - отметил Смолин.
"Образование должно быть настроено на высококвалифицированного потребителя, - так сказал мне однажды Фурсенко, - сообщил Смолин. - Если считать, что это конечная цель, все встает на свои места: происходит формализация системы, основанная на деньгах, порождающая немыслимый по размаху бумагооборот".
Выступающие говорили о том, что для того чтобы в системе образования что-то менялось к лучшему, должны коренным образом измениться отношения внутри системы, преподаватель не может оставаться только продавцом образовательных услуг. Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Олег Лебедев подчеркнул: "Сложившаяся система образования настроена на воспроизводство чужих тестов, мыслей, аргументов, а должен оставаться простор для творчества, иначе новых Ломоносовых не дождемся".
Напомним, что в числе организаторов конференции "Наука и образование в России: потенциал, проблемы, перспективы" - Санкт-Петербургский научный центр РАН и Санкт-Петербургский Союз учёных. В конференции участвуют около 100 человек.