Баку тоже считает Северный Кипр "территорией, оккупированной турецкой армией"?
Армения, 6 апреля, 2011, 17:43 — ИА Регнум. Как уже сообщалось, пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов сообщил, что ряд экспертов и политологов, представляющих Турецкую Республику Северного Кипра, объявлены в Азербайджане "персонами нон-грата", их возможные визиты в Баку будут впредь рассматриваться как "нежелательные".
Вина этих людей состоит в том, что они приняли участие в состоявшемся с 1-3 апреля "круглом столе" "Опыт миротворчества и мирного сосуществования после вооруженного конфликта - пример Кипра" и в этой связи побывали в столице Нагорного Карабаха Степанакерте, то есть на "оккупированных азербайджанских территориях". Это далеко не первый случай, когда представители различных стран, посещающие Нагорный Карабах, немедленно лишаются права въезда в Азербайджан. Кстати, в числе таких "невъездных" - многие представители российского шоу-бизнеса и политики. В данном случае, однако, привлекает внимание иное обстоятельство. По словам Эльхана Полухова, внешнеполитическое ведомство Азербайджана направило соответствующее обращение в адрес турецкого МИД, и теперь в Баку ожидают "ответа турецкой стороны".
В этом контексте напомним, что один из участников "круглого стола", представитель Северного Кипра социалист Такис Хаджидимитриу в своем выступлении отметил. в частности, что не считает представляемую им ТРСК самостоятельным государством. По его словам, это - "территория, оккупированная турецкой армией". Отсюда следует вывод, что совершенно аналогичной позиции придерживается и официальный Баку. В противном случае азербайджанский МИД направил бы свой протест не в Анкару, а в Лефкосию (так называют кипрские турки "свою" часть Никосии). Однако это косвенным образом означало бы, что Баку де-юре признает ТРСК, чего на самом деле нет, официально эта республика признана лишь Турцией. Но в таком случае остается непонятным, на каком основании Азербайджан поддерживает с Северным Кипром активные торгово-экономические связи, осуществляет прямые авиарейсы, туристические, культурные контакты и т.п., и одновременно отказывает в праве на аналогичные действия Нагорному Карабаху и всем, кто "осмеливается" его посещать или производить инвестиции в местную экономику.
Более того, когда Анкара несколько сократила свои традиционные вливания в бюджет ТРСК (который на 80% формируется за счет средств Турции), в северной части острова прошли многотысячные акции протеста. И симптоматично, что участники этих манифестаций, обвиняя турецкую сторону в пренебрежении их насущными интересами, утверждали, что готовы отказаться от какой-либо турецкой поддержки вообще, поскольку уверены, что их поддержит Баку. Вполне вероятно, что подобная помощь со стороны Азербайджана уже поступает. И резкая реакция Апшерона поэтому связана в немалой степени с "неблагодарностью" турок-киприотов, в свете подобных обстоятельств считающих возможным посещать Нагорный Карабах.