Реформа в идеале должна привести к прямым выборам Совета Федерации: эксперт
Москва, 18 января, 2011, 13:01 — ИА Регнум. Оптимальным вариантом реформы Совета Федерации (СФ) были бы прямые выборы СФ жителями регионов. Такое мнение ИА REGNUM 18 января выразил руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, комментируя заявление президента РФ Дмитрия Медведева о необходимости продолжения реформы.
"Хочу напомнить, что Совет Федерации первого состава в 1994-95 гг. был избран населением и только затем был период, когда входили по должности губернаторы, а потом и спикеры парламентов, и только затем, уже в 2000-е годы, была система назначения заксобраниями и губернаторами членов СФ. Эта система действует и по сей день", - отметил Кынев.
"Вся закавыка, вся проблема поиска оптимальной модели упирается в положение Конституции, которая говорит о том, что члены СФ представляют законодательную и исполнительную власть регионов, именно это трактовалось в середине 90-х годов как вхождение по должности. Зачем назначение двумя ветвями власти по одному представителю, на самом деле было бы желание, а найти варианты можно. К примеру, у нас и систему выборов губернаторов на назначение поменяли формально как в той же Конституции. Можно найти формулы и без конституционных изменений. Хотя можно было бы поменять текст, поскольку тот период, когда Конституция считалась неприкосновенным текстом, прошел, у нас изменили сроки полномочий президента и парламента. Уже есть прецедент внесения поправок довольно оперативно в сам текст Конституции. Но даже если сам текст не менять, схему все равно можно изменить, к примеру, одним из вариантов могут быть периодические отчеты членов СФ, избранных от региона, перед исполнительной или представительной властью региона, выполнение неких поручений и т.п.", - полагает эксперт.
"Обсуждались различные варианты превращения таких выборов в вариант референдума, когда заксобрание, допустим, выдвигает список нескольких кандидатов, по которым голосует население. Но мне всевозможные "референдумные" варианты представляются спорными, потому что это не совсем выборы. Выборы все-таки предполагают возможность не только избирать, но и возможность быть избранным, то есть должно быть некое формальное право гражданина становиться кандидатом, а не просто выбирать из тех, кого чиновники отобрали. Это не вписывается в демократические модели", - отметил Кынев.
"В идеале с точки зрения разделения властей было бы правильно, чтобы СФ избирался, - заявил Кынев. - Тем более возникла абсолютная двусмысленность после отмены выборности губернаторов. Получается, что президент предлагает кандидатов на пост губернатора, а затем губернатор назначает членов СФ, косвенным путем назначается самой исполнительной властью половина членов верхней платы федерального парламента, что к никакому разделению властей никакого отношения иметь не может по определению, здесь возникает очевидный смысловой диссонанс".
"Какие варианты могут придумать в наших властных кабинетах, говорить сложно. Говорить можно о том, как это должно было бы быть. Власти часто проблему решают так, что это не решение проблемы, а видимость решения. Например, когда вместо либерализации закона о политических партиях снизили численность "поэтапно" с 50 до 45 и с 2012 года до 40 тыс. политических партий, но и 40 тыс. - это предельно завышенная цифра. Не исключено, что реформирование приведет к тому, что какие-то очередные элементы будут поддекорированы, а сама система останется неизменной. Сказать заранее, по какому формату и когда эта идея может быть реализована, затруднительно", - заключил Кынев.
Напомним, 17 января Дмитрий Медведев на встрече с руководством федерального собрания заявил, что совершенствование деятельности Совета Федерации не заканчивается с введением новых принципов его формирования. Новые принципы предполагают, что членами верхней палаты могут стать только граждане, которые избраны в местные законодательные органы, также регионы могут досрочно отозвать своих представителей. По словам Медведева, задача реформы - "вернуть Совету Федерации изначальный политический смысл, которым его наделяет Конституция, а именно: свойства представлять интересы жителей и властей всех российских земель, то есть быть полноценной палатой регионов".