В Госдуме надеются, что проект нового базового закона об образовании в РФ будет готов к декабрю
Москва, 13 октября, 2010, 11:57 — ИА Регнум. В Государственной думе РФ надеются, что уже в декабре появится законопроект, который заменит действующее законодательство в сфере образования, и общественность получит возможность обсудить его в Интернете. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, 13 октября в ходе парламентских слушаний в Госдуме глава комитета по образованию Григорий Балыхин ("Единая Россия") отметил, что "необходимость принятия нового закона об образовании в Российской Федерации давно назрела". "Сегодня в Госдуме обсуждались рабочие материалы, представленные Министерством образования и науки. Надеюсь, что в декабре мы будем обсуждать уже законопроект", - сказал парламентарий.
Минобрнауки, с одной стороны, хочет видеть будущий закон компактным, сжатым, с другой - чтобы "максимальное количество пожеланий нашло в нем отражение", сказал статс-секретарь - заместитель министра образования Иван Лобанов.
Новый закон должен повысить конкурентоспособность российского образования. Говоря о нынешней ситуации в сфере образования, Лобанов отметил, что как показывает практика, одним из критериев "интересности" системы образования является количество иностранных студентов, которые желают приобрести образование. "В рамках интеграции нашей системы в мировую мне кажется это четким показателем. В этой системе у нас следующие цифры: в США - учится порядка 600 тыс иностранных студентов, в РФ - порядка 150 тыс. Мы находимся на 8 месте в настоящее время после Франции, Германии, Австралии и т.д. Это не то место, которое РФ должна занимать в этой отрасли", - заявил представитель Минобрнауки.
Также в ходе выступления Лобанов отметил необходимость пересмотреть подход к олимпиадам. "Интересный факт: при сдачи ЕГЭ в течение 1 года исключение из состава студентов - выше процент у льготников и у тех, кто успешно прошел Олимпиады, чем у тех, кто прошел обычный конкурс. Этот факт дает нам повод задуматься над дальнейшей системой образования", - сказал он.
Во время обсуждения документа, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин (КПРФ) обратил внимание на то, что авторы пытаются отменить бесплатное жилье для сельского учителя. Он также подчеркнул, что для инвалидов пытаются ликвидировать все льготы при поступления в вузы. Их 1,5% от числа абитуриентов, привел данные парламентарий. Он также заявил, что КПРФ готовит альтернативный законопроект.
В ходе обсуждения также вопросы вызвали положения, связанные с разграничением полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования во взаимосвязи с основными принципами правового регулирования отношений в сфере образования; исключение начального профессионального образования из уровней образования; предложенные изменения в типологии и видах отдельных групп образовательных учреждений; положения, регламентирующие экономическую, в том числе инвестиционную, деятельность в сфере образования.
В ходе парламентских слушаний участники обратили внимание Минобрнауки на необходимость усиления социальных гарантий обучающихся, расширение академических свобод и повышение академической мобильности студентов, на усиление социальных гарантий педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций, повышения их статуса. Также эксперты считают актуальным более четко позиционировать равноправие аккредитованных образовательных организаций различного уровня и форм собственности в осуществлении учебной, научной и хозяйственной деятельности, в реализации государственного (муниципального) задания или заказа на обучение детей, подготовку кадров. Также в ходе слушаний обращалось внимание Минобрануки на уточнение подходов к формированию и финансовому обеспечению реализации государственного задания (заказа) для образовательных организаций с учетом специфики сферы образования.
Участники слушаний также рекомендуют правительству РФ рассмотреть вопрос о возможности освобождения от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями и учреждениями, предприятиями и организациями реального сектора экономики.
В представленном Минобрнауки документе устанавливаются общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования, государственные гарантии реализации права на образование; закрепляются права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями; признается равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей).
Расширяется круг субъектов, имеющих право осуществлять образовательную деятельность. В частности, предусматривается, что научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, смогут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду образовательных программ. При этом предусматривается обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов.