Украина вряд ли захочет портить отношения с Россией ради реализации белорусских проектов по транспортировке венесуэльской нефти из Одессы на Мозырский НПЗ. Такое мнение высказал 30 апреля корреспонденту ИА REGNUM Новости заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев.

"Белоруссия и Украина намеревались подписать соглашение о транзите венесуэльской нефти через территорию Украины в Белоруссию до июня этого года. Очевидно, что перевозка нефти вагонами является нерентабельной, и белорусская сторона хочет, чтобы венесуэльская нефть поступала на Мозырский НПЗ по трубе. Но это возможно лишь при одном условии - если в реверсном режиме будет работать нефтепровод "Одесса-Броды". Тогда Белоруссия сможет выиграть в плане снижения цены на венесуэльскую нефть, точнее, на её транспортировку", - отметил эксперт.

"Другой момент заключается в том, что для Украины участие в белорусских планах транзита венесуэльской нефти, как мне кажется, не является оптимальным. Больших денег Украине это не принесёт, а вот испортить отношения с Россией, где наметились достаточно кардинальные сдвиги в плане сближения в экономической сфере, вполне даже может. Поэтому для Украины на одной чаше весов лежат некие белорусские прожекты, которые не принесут ей особых дивидендов, а на другой - реальное сотрудничество с Россией, которое уже приносит плоды. Поэтому я думаю, что белорусская сторона напрасно надеется на то, что Украина подключится к её инициативам по транзиту венесуэльской нефти", - считает политолог.

"Кроме того, сама пропускная способность одесского порта мала. Она позволяет принимать лишь танкеры небольшого водоизмещения. Перевалить большие объёмы через Одессу не удастся. И что тогда будут гнать по трубе? Поэтому мне кажется, что этот проект не является реальным", - заявил Фадеев.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, как в этом контексте следует рассматривать интерес Белоруссии к перевалу венесуэльской нефти через Клайпедский порт и её транзита через Литву, политолог сказал: "Этот вариант рассматривался белорусской стороной как первоочередной. Одесский вариант был вторичен. И то, что выбрали именно Одессу, говорит о том, что с балтийским путём что-то не складывается - может быть, из-за экологии, может быть, из-за мелководья, точно сказать трудно. Единственное, что я знаю - первым вариантом был именно балтийский, а не черноморский".

"Также существует ещё и проблема того, насколько Литва готова участвовать в проектах Белоруссии именно в данном конкретном разрезе. Мне кажется, этот вариант почему-то не реализуется - иначе бы он был первичен", - подвёл итог Александр Фадеев.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 29 апреля в ходе встречи президентов Белоруссии и Украины Александра Лукашенко и Виктора Януковича, украинский лидер заявил, что Киев готов подключиться к данному проекту. "То, чего вы достигли с Венесуэлой - это очень хорошо, это хороший проект. И мы готовы помочь вам в транспортировке, переработке и реализации венесуэльской нефти по договорным ценам, приближенным к рыночным: чтобы и вам это было выгодно, и у нас была мотивация и заинтересованность", - заявил Янукович. В свою очередь, Александр Лукашенко заявил, что два государства будут работать над расширением этого проекта, вплоть до прокладки новых перемычек, чтобы транспортировать нефть по трубопроводам, так как это дешевле. "10 млн т нефти ежегодно - это уже серьезный проект, который мы готовы осуществить совместно с Украиной", - сказал белорусский президент.

Напомним также, что сегодня, 30 апреля, в Вильнюсе прошли переговоры премьер-министров Литвы и Белоруссии Андрюса Кубилюса и Сергея Сидорского. Пресс-служба Кубилюса отметила заинтересованность Минска "возможностями Литвы принять нефть из Венесуэлы через порт Клайпеды и транспортировать ее в Белоруссию". Литовский премьер сказал, что этот вопрос технически возможен, поскольку нефть из Венесуэлы можно, приняв в Клайпеде, перегрузить в железнодорожные цистерны и транспортировать в Белоруссию.