Ситуация вокруг белорусского писателя Андрея Геращенко обнаруживает некую зону умолчания, которая существует в идеологии современного белорусского государства. Такое мнение высказал 25 марта корреспонденту ИА REGNUM Новости российский политолог Михаил Ремизов.

Напомним, что 28 января белорусский писатель и общественный деятель Андрей Геращенко, одновременно являющийся начальником отдела по работе с молодежью администрации Октябрьского района Витебска, дал интервью российскому порталу "Материк", в котором он сделал акцент на единстве русских и белорусов, обозначил Белоруссию как русское государство, а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции. В ответ белорусский официоз начал травлю писателя. 19 марта глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей заявил, что ряд белорусских государственных чиновников не разделяет официальную идеологию белорусского государства. "Разве позволительно некоему работнику городского отдела по делам молодежи разворачивать в интернете кампанию, из которой следует, что в Белоруссии чуть ли не угнетают русских и притесняют русский язык?", - сказал Макей.

"Эта зона умолчания касается трактовки национальной природы данного государства. Идёт ли речь о формировании единой белорусской нации как нации отличной от русской? Идёт ли речь о формировании её как новой нации или о новой государственной форме существования белорусского народа, который сложился ранее? Идёт ли речь о развитии белорусов как одного из народов общерусского корня? По всем этим вопросам белорусская официальная идеология подавала и продолжает подавать самые разные сигналы", - отметил Ремизов.

"Иногда Александр Лукашенко говорил о том, что русские и белорусы - это один народ. В других случаях он, наоборот, подчёркивал обособленность национального существования белорусского народа по отношению к русскому. Я хочу подчеркнуть, что самоопределение в этом вопросе необходимо развести с тематикой белорусского суверенитета. Суверенитет Белоруссии как государства состоялся, он развивается и никем не оспаривается. А вот национальная природа белорусов в рамках существующей государственности не определена и не ясна", - считает политолог.

"Один из вариантов определения этой национальной природы предполагает признание в ней сильного полноценного русского элемента. И, как мне представляется, фактическая государственность Белоруссии построена именно на этом признании. Русский язык имеет в Белоруссии полноценный статус, прецеденты ограничения русской культуры и русского языка носили здесь крайне спорадический характер, не идущий ни в какое сравнение с националистическими практиками других восточноевропейских и постсоветских государств. Поэтому, как мне кажется, признание русского элемента как полноценной составляющей народа Белоруссии вполне органично для существующего белорусского государства. И столь нервная реакция некоторых белорусских чиновников высокого ранга на заявление писателя говорит о том, что отдельные вопросы до конца не проговорены и не решены, а не о том, что они решены не в нашу пользу", - полагает эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM Новости, может ли проводимая рядом деятелей белорусской оппозиции пропаганда "литвинской" идентичности для белорусов в перспективе привести к расколу общества, Ремизов сказал: "Раскручивание подобных схем и скандалов, конечно же, может привести к поляризации белорусского общества, при которой некоторая часть активного меньшинства внутри интеллигенции оказывается связанной с "неолитвинским" проектом, то есть с проектом самоопределения Белоруссии как государства, обрубившего свои русские корни. Как мне кажется, подобное самоопределение обрубило бы и некоторую часть коренной идентичности самих белорусов, равно как и существенную часть белорусской истории. Такой проект не будет поддержан большинством населения республики, которое не противопоставляет русскую и белорусскую идентичность, на самом деле, органично сосуществующие".

"Подобного рода культурные конфликты решать довольно сложно. Одним из решений действительно должно стать развитие двойной идентичности - одновременно русской и белорусской с пониманием того, что речь идёт о разных слоях этой идентичности. И второй момент диктует необходимость безусловного отделения вопроса национально-культурной идентичности от вопроса о государственном суверенитете Белоруссии. Признание русской идентичности и её роли в белорусском обществе никоим образом не посягает на национальный суверенитет Белоруссии хотя бы потому, что государство Российская Федерация ни в коей мере не является оформлением суверенитета русской нации. Соответственно, признание себя частью русского мира абсолютно не тождественно признанию себя частью российской юрисдикции", - подчеркнул эксперт.

"Существует и другая проблема, связанная с тем, что со стороны России признания русского начала как государствообразующего ничуть не больше, а, точнее, гораздо меньше, чем у Белоруссии. Российский официоз постоянно отказывается от признания русской культурной и национальной основы российской государственности. И пока в России этот вопрос не решён положительно, нам было бы преждевременно ждать такого решения от Белоруссии", - подвёл итог Михаил Ремизов.