На данный момент не существует никаких экономических и технологических предпосылок для появления в Белоруссии нефти из Венесуэлы. Такое мнение высказала 19 марта корреспонденту ИА REGNUM Новости cтарший эксперт Института энергетики и финансов Мария Белова.

"Да, в соглашении записано, что в Белоруссию пойдёт венесуэльская нефть. Но большой вопрос состоит в том, что именно за нефть это будет. Может ли она по качеству соответствовать той нефти, которая перерабатывается на белорусских НПЗ? У Венесуэлы проблемы с качеством её сырья, более того, оно даже не называется нефтью, этот продукт обозначается как эмульсия. Она сверхтяжёлая, и её разбавляют либо водой, либо более качественной нефтью, что выходит гораздо дороже. То есть, непонятно, может ли венесуэльская нефть нормально перерабатываться без перестройки технологического процесса на белорусских НПЗ, которые рассчитаны на переработку стандартной российской нефти марки Urals", - отметила Белова.

"Также неясно, почему венесуэльское сырьё, о котором столько говорят, должно транзитироваться в Белоруссию через Украину. Если нефть пойдёт через Одесский порт, то, вероятно, она будет загружаться в нефтепровод "Одесса-Броды", который сейчас работает в реверсном режиме. Тот месячный объём, о котором говорил Чавес, неадекватен тому, что сейчас прокачивается по трубе "Одесса-Броды" в обратном направлении. Будут огромные потери от транзита. Систему придётся перестраивать на другой режим. Тем более, поставки танкерами нестабильны - сегодня танкер можно привести, а завтра нет. Соответственно, сегодня труба качает, а завтра она уже пуста. Я бы на месте Украины ещё десять раз подумала. В любом случае, эта нефть где-то пересечётся с нефтепроводом "Дружба", а, значит, будет задействована и российская "Транснефть". Таким образом, должно быть получено согласие Москвы. Поэтому я думаю, что речь всё-таки не идёт о технологических поставках", - полагает эксперт.

"Я не уверена, что Александр Лукашенко и Уго Чавес действительно имеют в виду физические поставки венесуэльской нефти в Белоруссию. С учётом партнёрских отношений Венесуэлы с Россией я допускаю, что Чавес может вести речь и о каких-то свопах. Например, возможна следующая схема: мы, условно говоря, будем переправлять, к примеру, в США, нефть с месторождений в бассейне Ориноко в рамках договорённостей по поставкам российского сырья, чтобы не гнать танкеры из Новороссийска в Америку. А в Белоруссию физически потечёт российская нефть, но уже в рамках поставок Уго Чавеса: классическая своповоя сделка", - считает Белова.

"Если говорить о нынешнем венесуэльско-белорусском соглашении, то, по сути, мы имеем дело с политическим заявлением, сделанным с целью поторговаться с Россией. С Белоруссией всё понятно, они до сих пор не могут нам простить проблем с объёмами, которые Москва поставляет Минску беспошлинно. Я не вижу ни экономических, ни технологических предпосылок для того, чтобы венесуэльская нефть пошла в Белоруссию. Да и здравого смысла я в этом тоже не вижу", - подвела итог Мария Белова.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, в ходе визита президента Белоруссии Александра Лукашенко в Венесуэлу, который начался 15 марта, Минск и Каракас заключили 22 соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, промышленности и науки. В частности, до конца года Венесуэла намеревается поставить Белоруссии до 4 млн тонн нефти, которую планируется переправлять танкерами через одесский порт.