Федеральных денег, ежегодно выделяемых республике на развитие дорожной сети, катастрофически не хватает. Транспортная отрасль в Татарстане также находится в критическом состоянии.

О больших проблемах заявил на итоговой коллегии министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Геннадий Емельянов. По его словам, 16 млрд. рублей для приведения в порядок татарстанских дорог - недостаточно. А поскольку с 2010 года безвозмездного субсидирования из бюджета РФ дорожного строительства, как и строительства метро больше не будет, то каким образом выходить из ситуации - неясно.

В настоящее время республике, по мнению Емельянова, абсолютно необходимо около 60 млрд. рублей. Потому что без этих денег треть населенных пунктов Татарстана в периоды распутицы останутся (и периодически остаются) отрезанными от "большой земли". Что касается остальных неотложных задач - продолжения строительства казанского метро, транспортных развязок, реконструкции казанского аэропорта, то размеры расходов даже не оглашались. Однако ранее кое-что по этому поводу было сказано. По заявлению мэра Казани Ильсура Метшина, для подготовки к Универсиаде, с которой сейчас в Татарстане связаны все финансовые надежды, столице Татарии необходимо 61,7 млрд. рублей на строительство дорог и транспортных развязок, плюс 39 млрд. на завершение первой линии казанского метро. Еще 10,5 млрд. требует реконструкция международного аэропорта "Казань"... Своих денег у республики нет.

Проблемы транспорта не могут быть решены в отрыве от проблем с пассажирскими перевозками, где, по сведениям министра Емельянова, прибыль за год упала втрое. Негативную роль сыграли снижение подвижности населения, существующая тарифная политика, изношенность автопарка, а также "недобросовестность перевозчиков", от которой "страдает весь пассажирский автотранспорт". АТП республики перевезли на 6% меньше пассажиров, на железнодорожном транспорте оборот сократился на 16% (на пригородных линиях до 25%). Поток пассажиров в местных авиакомпаниях уменьшился на 42%. При этом министр обратил внимание на удивительный парадокс: у АТП, занимающихся коммерческими грузоперевозками, прибыль выросла на треть. Поэтому, вероятно, у транспортников Татарстана еще имеются внутренние резервы, однако где их искать - неизвестно.

На расширенной коллегии Миндортранса РТ, кроме премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова присутствовали и федеральные транспортные чиновники. В частности, в Казань прибыли заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Росавтодора Анатолий Чабунин и заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток. По словам Белозерова, которые приводит местное интернет-издание "Бизнес Online", поддержка Казанскому метрострою нужна, но однозначно ответить, будут ли деньги, сам замминистра не может. Так как начиная с этого года, ни один из метрополитенов России не получает больше финансовых вливаний из федерального бюджета. Поэтому правительству Татарстана следует еще раз все пересчитать и обосновать, чтобы представить сметы в рамках подготовки к Универсиады-2013.

Следует отметить, что строительство дорог в Татарстане, как и руководство транспортом, находились до последнего времени под контролем старшего сына президента РТ Айрата Шаймиева. Нынешний руководитель Миндортранса РТ Геннадий Емельянов был назначен на свой пост всего год назад, до него министерством руководил бывший заместитель Айрата Шаймиева на посту гендиректора ОАО "Дорожный сервис РТ" Ильдус Фасхутдинов, а еще раньше - Владимир Швецов, также близкий приятель президентского сына.

Два года назад было объявлено, что на татарстанские дороги вскоре прольется настоящий "золотой дождь": Минтранс РФ обещал выделить на развитие транспортной структуры Татарстана в 2010-2015 годах 170 млрд. рублей. Для распределения финансовых потоков в республике была создана дорожно-строительная государственная компания ОАО "Татавтодор", которую возглавил Айрат Шаймиев. Летом прошлого года, невзирая на кризис, в Татарстане был реализован масштабный проект "Татавтодора" - запущены сразу шесть современных асфальтовых заводов, которые, по замыслу руководства РТ, должны были поднять строительство дорог на недосягаемую высоту. Однако "не взошло": из-за тяжелого экономического положения расходы на дороги были урезаны на 60-70%, и все заводы оказались не у дел.

Неизвестно, удастся ли в свете новых реалий (в связи с уходом Минтимера Шаймиева и назначением на пост президента РТ Рустама Минниханова) за короткий срок уговорить Москву на выделение новых средств для поддержки отрасли, однако нет сомнений, что даже с новым руководителем дорожное строительство и транспорт останутся для Татарстана приоритетными. Как для получения, так и для освоения полученных средств.

Справка ИА REGNUM Новости. В 2010 году для финансирования дорожно-транспортной отрасли в Татарстане предусмотрено 9 млрд. 89 млн. рублей.

Общий объем средств, отпущенных для отрасли в 2009 году, составил 16 млрд. рублей. Из федерального бюджета в РТ поступило около 4,5 млрд. рублей, из них 86% пошло на содержание, ремонт, строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог.