Самарский губернатор оплачивает свои командировки за счет семейного бюджета? - Самара, 19 января
Самарская область, 19 января, 2010, 16:49 — ИА Регнум. "Самарская газета" 19 января 2010 года опубликовала материал под заголовком "За себя и за того парня":
"Самарский губернатор оплачивает свои командировки за счет семейного бюджета. Такой вывод сделал следователь после допроса Артякова.
Главное следственное управление при Прокуратуре РФ завершило проверку по заявлению председателя "Общественной инициативы" Валерия Карлова о привлечении к уголовной ответственности губернатора Самарской области Владимира Артякова за растрату в личных целях бюджетных средств.
Как и следовало ожидать, состава преступления следователями не обнаружено.
И тем не менее в этом скандальном деле по-прежнему все еще больше вопросов, чем ответов.
Поводом, послужившим для обращения господина Карлова в следственные органы, стала статья в электронной газете The Moskow Post, автор которой попытался детально изучить пристрастия главы нашего региона и чиновников областного правительства к роскошной жизни.
В частности, автор публикации приводит список из семи десятков чартерных рейсов, на которых Владимир Артяков и ряд высокопоставленных членов областного кабмина еженедельно совершали полеты в Москву и ряд других российских регионов. Там же приводится и сумма, в которую обходится самарскому бюджету доставка господина Артякова и его свиты, жителей Москвы, с работы до дома - 85 млн рублей в год. Журналисты издания утверждают, что вместе с главой региона чартерными рейсами перемещались такие высокопоставленные чиновники, как министр строительства и ЖКХ Самарской области Павел Донской и министр здравоохранения Вадим Куличенко. Все полеты, пишет The Moskow Post, оформлялись как служебные командировки и, соответственно, оплачивались из областной казны.
В августе 2009 года, в самый разгар кризиса, облправительство объявляет тендер на поставку мебели для обновления 10 чиновничьих кабинетов. Стоимость покупки - 11 млн рублей. Еще почти 4 миллиона, как пишут московские журналисты, предполагалось потратить на закупку оборудования для "Гостинично-представительского комплекса", в котором проживает Владимир Артяков во время своих визитов в Самарскую область. Ему же приписывается и роскошная океанская яхта "Татьяна", появившаяся этим летом в затоне у судоремонтного завода. По оценке экспертов, ее стоимость составляет от 25 до 30 миллионов долларов.
Все вышеуказанные факты Валерий Карлов привел в заявлении для ГСУ, в котором потребовал привлечь чиновников к уголовной ответственности за растрату бюджетных средств.
Следователи приступили к проверке. Первым для дачи показаний был вызван сам господин Карлов. За ним к следователям потянулись и герои скандальной статьи. Владимир Артяков признал, что в Москву он летает часто, но за свои, а не за бюджетные средства. В целях экономии последних. Так и записали. Согласно представленным командировочным документам с января по октябрь прошлого года господин Артяков совершил 33 деловых перелета, а из бюджета оплатили лишь три из них - один в Нижний Новгород и два в Оренбург. Стоимость каждого 650 тыс. рублей. Остальные командировки, в том числе во Францию и Австрию, он оплачивал из собственного кармана. Из постановления следователей непонятно, каким образом осуществлялись эти перелеты, чартерами или регулярными рейсами. В областном правительстве тоже молчат. На свой официальный запрос "СГ" ответа так и не получила. Ни слова в постановлении и о целях поездок главы региона и о тех выгодах, которые получила в результате губернаторских командировок Самарская область.
У министра строительства Павла Донского рабочих поездок было ровно в три раза меньше, чем у его патрона, - одиннадцать. По восьми из них он представил отчет о покупке билетов лишь в один конец. То есть облбюджет оплачивал ему дорогу лишь в одну сторону, и стало быть, обратно он возвращался тоже за свои. У министра Куличенко было 22 командировки. В этом случае - никакой экономии, все за бюджетные деньги. И с Донским, и с Куличенко - также ни слова о целях и результатах этих поездок. Опросив чиновников, следователи пришли к выводу, что нарушений законодательства нет и "фактов использования чартерных рейсов в личных целях не установлено". Да и о какой растрате бюджетных средств может идти речь, когда глава региона, напротив, эти средства экономит и платит не только за себя, но и "за того парня".
Не нашли следователи состава преступления и в покупке мебели для чиновников. Все было сделано в соответствии с законом, путем проведения открытых аукционов. Что же касается яхты, то, как выяснили сотрудники ГСУ, она действительно принадлежит организации, учредителем которой является Артяков, но не Владимир, а Юрий, младший брат самарского губернатора. Чиновник признался, что несколько раз поднимался на борт "Татьяны" по приглашению брата, но к покупке данного судна не имеет никакого отношения.
Тем не менее Валерий Карлов с позицией следователей решил не соглашаться и уже подготовил исковое заявление в суд. "Если командировка должностного лица не оформлена надлежащим образом и не производились командировочные расходы на нее в установленном законодательством РФ порядке, то это не служебная командировка, а частная поездка должностного лица по личным вопросам и за счет личных средств",- настаивает господин Карлов. Таким образом, представленные господином Артяковым отчеты о командировках, по его мнению, следует рассматривать как фиктивные.
Впрочем, по мнению депутата губдумы Михаила Матвеева, у иска Валерия Карлова нет никаких перспектив. "Не думаю, что суд примет какое-то иное решение, чем следственный комитет, ведь признаков состава преступления в том, что губернатор оплачивает командировки из своих собственных средств, нет, - считает политик, - как нет ничего плохого в том, что он москвич. В плане нужных и ненужных связей. В Москве у него есть возможность выбивать средства из федерального бюджета, с другой стороны, он не связан с местными элитами, которые могли бы на него как-то повлиять". По мнению же юристов, не исключено, что суд может назначить повторную проверку. "Губернатор и другие чиновники должны были предоставить не только "платежки" по тем рейсам, которые оплачивались за счет областного бюджета, но и по тем, за которые они, с их слов, платили самостоятельно. В данном же случае этого сделано не было и, вполне вероятно, суд посчитает нужным назначить повторную экспертизу",- считает известный самарский адвокат, пожелавший не называть своего имени".