Министр иностранных дел Республики Узбекистан Владимир Норов 2 декабря 2009 года в своем выступлении на 17-й встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Афинах озвучил официальную позицию своей страны по поводу попыток привлечения масштабных инвестиций доноров для строительства крупных ГЭС в Таджикистане и Киргизии, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его словам, сегодня на всем пространстве ОБСЕ возрастают угрозы экологической безопасности. Речь идет не только об угрозах, возникающих с наблюдаемым потеплением климата, но и о серьезных проблемах и возможных катастрофах и рисках техногенного характера на крупнейших водно-энергетических объектах в тех или иных регионах, способных серьезно подорвать и без того хрупкий экологический баланс. "Об этих проблемах приходится говорить, имея в виду аварии техногенного характера на крупнейших известных в мире гидростанциях и гидросооружениях в связи с недоработками в их проектировании и эксплуатации (пример авария Саяно-Шушенской ГЭС). У нас, жителей региона Средней Азии, не может не вызывать серьезной озабоченности то обстоятельство, что подобные масштабные гидросооружения сегодня эксплуатируются на водных артериях крупнейших трансграничных рек Амударьи и Сырдарьи, питающих водой население всех стран региона", - отметил глава узбекского внешнеполитического ведомства. По его мнению, в настоящее время ведется интенсивная обработка общественного мнения и попытки привлечь масштабные инвестиции доноров для строительства еще двух новых крупнейших гидростанций - Рогунской на Амударье и Камбаратинской на Сырдарье, не учитывая, что из года в год сокращаются ледники на Памире и Тяньшане - основные источники подпитки этих рек, и что, особенно важно, не считаясь с возможными трагическими последствиями в случае возникновения техногенных катастроф на этих объектах, если иметь в виду 9-10 балльную сейсмичность этих мест.

"Поэтому Узбекистан будет и далее настаивать на том, чтобы все проекты строительства планируемых крупнейших в регионе Центральной Азии гидросооружений осуществлялись только после проведения объективных международных экспертных оценок под эгидой ООН, чтобы исключить возможные последствия, которые могут иметь катастрофический характер. Также требует срочного решения вопрос проведения ревизии действующих крупных гидроэлектростанций на Амударье и Сырдарье построенных еще в советское время", - заключил В.Норов.

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, эту же проблему поднимал и экс-председатель Государственного комитета по охране природы Узбекистана Борий Алиханов на конференции высокого уровня в формате Европейский Союз - Центральная Азия на тему "Платформа для сотрудничества в области охраны окружающей среды и водных ресурсов", состоявшегося 3 декабря 2008 года в городе Ашхабаде. "Из всех приведенных нами аргументов о необходимости проведения объективной, независимой, международной экспертизы новых гидротехнических проектов, к примеру, строительства Рогунской ГЭС с водохранилищем, особо хотим обратить Ваше внимание на один довод. Всему миру известно, что место строительства Рогунской ГЭС мощностью 3,6 тыс. МгВт и высотой плотины 340 метров находится в зоне, где сейсмичность, доказанная и подтвержденная неоднократными землетрясениями, составляет 8-9 баллов. Представьте себе, что из 100 вариантов реализуется и произойдет один единственный вариант, т.е., случится землетрясение силой 8-9 и более баллов. Кстати, подобные землетрясения недавно произошли по соседству в Киргизии и Китае.

Особенно о многом говорят последствия землетрясения в провинции Сычуань (КНР) и их воздействие на крупные гидротехнические сооружения. Тем более, что территория, где непосредственно предусмотрено строительство Рогунской ГЭС по данным сейсмологов находится на линии разлома земной коры. Зададимся вопросом, если случится мощное землетрясение с катастрофическими последствиями, которые уже не раз бывали в этом регионе, кто возьмет на себя ответственность за гибель сотен тысяч людей по руслу и стоку реки Амударья?", - отметил глава Экологического движения Узбекистана.