Министр образования и науки России Андрей Фурсенко в число задач, которые необходимо решить, отнёс проблему, связанную с введением в школах предмета по духовно-нравственному воспитанию. "Мы не можем не ставить эти задачи. Каждое изменение несёт в себе очень большие риски, опасности, когда мы делаем новые качественные шаги в такой чувствительной сфере, как образование. И мы понимаем эти опасности", - заявил министр в Чебоксарах сегодня, 19 ноября, в рамках совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

"Но мы с вами должны понимать ещё одну опасность - опасность того, что мы ничего не будем делать, что мы начнём консервировать сегодняшнюю ситуацию. Эта опасность точно не меньше: в быстро изменяющемся мире попытаться в очень важном социальном секторе фиксировать сложившееся положение вещей", - прокомментировал министр мнение главы Чувашии Николая Федорова по поводу реализации данного проекта.

Президент республики в своём выступлении, в частности, высказал сомнение, что "возможность разделения детей и школ по их выбору для изучения того или иного курса духовного просвещения будет их и общество консолидировать и сплачивать". "Скорее, появится потенциал угрозы провоцирования тенденции разобщения. Мы готовы как регион межконфессионального согласия участвовать в пилотном федеральном проекте "Основы религиозных культур и светской этики" и, возможно, сумеем эти риски предотвратить. Но всё-таки в таких чувствительных сферах федеральному центру надо бы очень деликатно изучать опыт регионов, вступающих в эксперимент, прежде чем рекомендовать его для дальнейшего распространения", - заявил Николай Федоров.

"Риски присутствуют в любом нашем действии. Не меньшие риски присутствуют в том, что мы ничего не будем делать и будем полагаться на то, что как пойдёт - так пойдёт", - высказал свою позицию журналистам Андрей Фурсенко в ответ на заявление главы Чувашии. При этом министр особо подчеркнул, что "республика включилась в этот эксперимент именно для того, чтобы оценить ситуацию, оценить риски и предложить оптимальное решение": "Это очень важная позиция, когда люди, видя опасности, риски, не уходят от них, а берут их на себя, оценивают их и предлагают конструктивное решение".

Министр образования и науки также акцентировал внимание на том, что, несмотря "на необходимость, на императив изменений", необходимо помнить, что "революции в образовании опасны", и призвал коллег "двигаться поэтапно", "очень осторожно". "Мы должны помнить принцип, который относится не только к врачам: "Не навредить", - отметил Фурсенко.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, президент России Дмитрий Медведев на совещании предложил в 18 российских регионах провести эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. Ученики и их родители смогут самостоятельно выбрать предмет изучения: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма. Для желающих изучать многообразие российской религиозной жизни может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий России, отметил Медведев. Эти предметы будут преподавать только светские педагоги. Глава государства также обратил внимание на то, что для учеников, не имеющих определённых религиозных убеждений, будет введён альтернативный вариант: они смогут изучать основы светской этики.

Эксперимент будет проводиться с 2010 года в течение трёх лет в 18 регионах России. Семьям школьников будет предложено изучать один из трёх модулей: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм), история и основы культуры основных мировых религий, основы этики.

Напомним, глава Чувашии уже поднимал "небесспорный", по его словам, вопрос преподавания в школах основ религиозной культуры. И даже созвал по этому поводу педагогическую общественность республики. В ходе долгого - и не без резких высказываний - обсуждения педагоги согласились, что Чувашия к введению нового предмета готова. Наработан опыт Года духовного просвещения, есть собственные методические разработки Чувашского педуниверситета по преподаванию мировой культуры. Тогда участники совещания высказали мнение: чтобы, не ущемляя ничьих прав, преподавать историю мировых религий.