В казахстанском городе Актау состоялась встреча президентов Казахстана, России, Азербайджана и Туркмении. Она прошла по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Иран не был приглашен на этот неформальный саммит, что создало острую политическую интригу. В письме, направленном во внешнеполитические ведомства России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении, министр иностранных дел Ирана Манучехр Муттаки заявил официальный протест.

В этой связи хозяин саммита президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вынужден был сделать уточняющее заявление: "Мы не обсуждаем сегодня проблему Каспийского моря - естественно, это другая тема. Мы последний раз обсуждали ее в Тегеране, было принято решение следующую встречу провести в Баку. Надеемся, что с участием тегеранской стороны мы все соберемся в скором времени и обсудим этот важный для всех нас вопрос. Поэтому у нас в повестке дня его нет".

Да и самой повестки переговоров в Актау в буквальном смысле не было. Как сообщил помощник президента РФ Сергей Приходько, при неформальном общении президентов дискуссия носила открытый характер и лидеры затрагивали все интересующие их вопросы. Речь в первую очередь шла о возможности многостороннего сотрудничества, в том числе по прикаспийской проблематике, о региональной безопасности, о подготовке к намеченному на октябрь саммиту глав государств СНГ в Кишиневе.

Говоря иначе, в Актау лидеры четырех бывших прикаспийских советских республик "сверяли часы" прежде всего по проблематике сотрудничества, а вопрос статуса Каспия, если и затрагивался, то в несколько ином контексте.

Дело в том, что президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой переформатировать отношения между прикаспийскими странами в газовой сфере на базе межправительственных соглашений на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Накануне он "обкатал" эту идею на рабочей встрече с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером с учетом "более четкого правового регулирования отношений не только на уровне отношений между компаниями, хозяйственных отношений, но и на уровне государственного регулирования". Парадокс ситуации заключается именно в том, что до сих пор сотрудничество прикаспийских стран строилось только "на базе коммерческих договоров". Однако по мере развития бурных событий в этом регионе становилось все более очевидным, что потенциал политики России на Каспии, которая во многом формировалась интересами коммерческих компаний, почти исчерпан.

Например, Ашхабад не отказывается от идеи экспортировать свое "голубое топливо" в западном направлении через Иран, поскольку конфликтная ситуация вокруг статуса Каспия и принадлежности его нефтегазовых месторождений снижает шансы на строительство газопровода NABUCCO. Таким образом выводится из игры Азербайджан, который вместе с Казахстаном после распада СССР инициировал приток иностранного капитала в зону каспийского бассейна. Сейчас же позиции Туркмении и Ирана по статусу Каспия, по сути, блокируют проекты строительства трубопроводов по дну Каспия, и определенном смысле выводят Баку и Астану в зону "аута".

При этом нейтрализуются и вроде бы некогда казавшаяся сильной позиция на Каспии России. В таком контексте интересы России, Азербайджана и Казахстана на Каспии объективно начинают совпадать. Теперь они нацелены на изменение правил игры таким образом, чтобы в среднесрочной и долгосрочной перспективе сотрудничество на Каспии строилось только на базе широких межправительственных соглашений.

В идеале действительно можно создать межправительственную комиссию прикаспийских стран по экономическому сотрудничеству в рамках организации Каспийского экономического сотрудничества. Но для этого России, Казахстану и Азербайджану необходимо переориентировать свою внешнюю политику в сторону приверженности принципам добрососедства и сотрудничества. Иначе вернуть Туркмению "в строй" не удастся.

Именно в этом и заключался главный смысл продуманной стратегии со стороны этих стран, которые выступили в роли инициаторов встречи глав государств в Актау. Кстати, накануне саммита был обнародован и доклад группы азербайджанских и казахстанских экспертов во главе с заместителем руководителя общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Арастуном Мехтиевым - "Консолидация потенциала "Прикаспийской пятерки": Проблемы и перспективы", в котором двадцатилетняя история постсоветского Каспия была оценена как "череда бесконечных закулисных интриг" и содержится призыв решать проблемы Каспия без участия "внерегиональных игроков". Однако в привлечении таких игроков на Каспий замечен только Азербайджан. Поэтому на саммите в Актау президент РФ Дмитрий Медведев призвал участников "договориться по тем или иным базовым параметрам", попытаться создать такую "работающую модель сотрудничества", чтобы она оказалась привлекательной, как для всех бывших советских республик Каспия, так и для Ирана. Удастся ли?