Официальные власти России и Литвы направили письма в Еврокомиссию и ООН с уведомлением о таможенном конфликте между странами. Как сообщало ИА REGNUM Новости, 11 августа российский посол в Литве Владимир Чхиквадзе был вызван в литовский МИД для дачи объяснений по поводу "дискриминационных мер таможни РФ в отношении литовских грузоперевозчиков". С начал августа на российско-литовской границе начали скапливаться грузовики с литовскими номерами.

"Коммерсантъ" пишет, что причиной проблем на границе стал ввод Федеральной таможенной службой (ФТС) России особого режима при досмотре литовских перевозчиков, о котором служба официально сообщила только 10 августа. По данным пресс-службы ФТС, эти действия вызваны тем, что "в последнее время в России участились случаи недоставок товаров и транспортных средств в таможни назначения, что наносит значительный ущерб государственному бюджету", причем "наибольшее количество нарушений таможенного законодательства такого рода выявлено в деятельности отдельных литовских перевозчиков". ФТС направила письма в Европейскую экономическую комиссию ООН, таможенную администрацию Литвы и Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков с просьбой о принятии мер по недопущению нарушений национального законодательства РФ.

В таможенном департаменте Литвы заявили "Коммерсанту", что в письме российские таможенники упоминают о 16 случаях с начала нынешнего года, когда грузы литовских перевозчиков не прошли таможенную процедуру, так что бюджет России не получил таможенную пошлину и другие налоги за ввозимый товар. Литовская сторона считает действия российских таможенников неадекватными, поскольку случаи нарушений составляют 0,03% таможенных процедур, выполненных литовскими автоперевозчиками с начала этого года. Кроме того, все 16 случаев нарушений связаны с компаниями, лицензии у которых уже отобраны.

По данным газеты, 7 августа этот вопрос обсуждался сопредседателями российско-литовской межправительственной комиссии - главой Минтранспорта РФ Игорем Левитиным и главой литовского МИДа Вигаудасом Ушацкасом. Сегодня, 12 августа, в Москве должно состояться совещание таможенных служб Литвы и РФ, а 13 августа вопрос вновь будет обсуждаться министрами Левитиным и Ушацкасом. При этом в МИДе Литвы подчеркнули, что в случае отсутствия прогресса на переговорах Вильнюс будет жаловаться в структуры ООН и ЕС. А в Еврокомиссию глава МИД Литвы уже направил письмо с просьбой "пресечь дискриминацию перевозчиков на национальной почве".

Собеседники "Коммерсанта" в МИД и министерстве транспорта Литвы предполагают, что причиной действий Москвы могла стать политика. В частности, недавний запрет на въезд в Литву экс-сотруднику администрации президента РФ Модесту Колерову, а также недавние высказывания нового президента Литвы Дали Грибаускайте, заявившей о готовности и дальше поддерживать интеграцию Грузии и Украины в НАТО.

Эксперты убеждены, что за действиями России стоит желание увеличить загрузку морского порта Санкт-Петербурга, конкурирующего с прибалтийскими портами.