Департамент технического надзора Эстонии утвердил до 29 мая 2010 года новые, сниженные тарифы на использование железнодорожной инфраструктуры. В марте Государственная транзитная комиссия обсудила предложения Eesti Raudtee ("Эстонских железных дорог", ЭЖД) и департамента технического надзора о скорейшей разработке закона, предусматривающего изменение методики формирования гибких тарифов. "Изменение условий разработки инфраструктурных тарифов в острый период кризиса сделано в интересах грузоотправителей и перевозчиков", - рассказал "Гудку" пресс-секретарь Eesti Raudtee Урмас Глазе.

В прошлом году магистраль увеличила ставки на использование железнодорожной инфраструктуры, а также отказалась от практики заключения долгосрочных договоров с клиентами. Руководство дороги тогда заявило, что раньше 2010 года тарифные скидки не ожидаются. Многие экспедиторы выразили недовольство новыми условиями перевозок, некоторые обратились в суд.

По словам руководителя железнодорожного отдела компании Tschudi Logistics AS Марта Лоо, изменения были выгодны только дороге, она получала право повышать тарифы каждый год. Если раньше грузоотправитель мог подсчитать расходы на несколько лет вперёд, то теперь никто не знает, какими они будут даже в следующем году. "Чтобы заключать весомые контракты, цена должна фиксироваться как минимум на год", - считают в компании CF & S Estonia Logistics AS. Тяготы экономического кризиса, неутешительные итоги начала года побудили железнодорожников пойти навстречу партнёрам по бизнесу.

Транзитная комиссия в целом одобрила представленные ей в марте рекомендации о разработке новой методики, подтвердил "Гудку" Урмас Глазе. Она одобрила предложение ЭЖД о фиксации верхних и нижних пределов тарифов за пользование железнодорожной инфраструктурой в течение всего календарного года, а также поддержала предложение о более гибком распределении пропускной способности дороги. Ввод в действие новых тарифов был намечен на вторую половину мая. Как сообщили "Гудку" в EVR Infra, дочернем предприятии ЭЖД, согласно их прогнозу, по новым тарифам постоянные расходы составят 65 крон за поезд-километр (взамен нынешних 76,45 кроны), а переменные - 0,04 кроны вместо 0,05 за тонно-километр брутто. Для повышения пропускных мощностей дороги следует при сравнении тарифов на использование магистрали исходить из общих расходов железнодорожной инфраструктуры, считает департамент технического надзора. По расчётам железнодорожников, в течение года общие расходы должны сократиться на 12-14%. Специалисты транзитных предприятий считают, что новый метод расчёта платы за инфраструктуру не идеален, но с ним можно плодотворно работать. Руководитель Эстонской ассоциации логистики и транзита Аго Тийман считает важным, что новый метод определяет нижний и верхний пределы тарифов, тем не менее он всё ещё требует доработки. По мнению ассоциации, правильнее было бы распределить риски между перевозчиком и железной дорогой. При этом лучше действует система, при которой грузовые операторы платят и за пассажирские перевозки.

В прошлом году железнодорожная транзитная фирма AS E.R.S. обратилась в Таллинский административный суд с ходатайством об аннулировании необоснованно высоких, по её мнению, тарифов при эксплуатации инфраструктуры ЭЖД, утверждённых департаментом технического надзора на 2008-2009 годы. Теперь тот же департамент утвердил законные меры для защиты прав и сохранения конкурентоспособности всех железнодорожных перевозчиков.