Армянская общественность, политические силы, государственные институты не были предупреждены, не были информированы и, следовательно, не были подготовлены к тому, что готовится какой-то документ между Арменией и Турцией. В результате этого армянская дипломатия потерпела поражение, по крайней мере, на информационном поле. Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости заявил директор исследовательского центра "Политэкономия" Андраник Теванян.

По мнению аналитика, такой подход к принятию столь значимых с точки зрения национальных интересов Армении решений неверен. Кроме того, технологии и механизмы принятия такого решения должны были быть другими. Подписанию такого документа должно было предшествовать обсуждение либо в Национальном собрании Армении, либо в Совете безопасности, либо в правящей коалиции. Данное решение должно было, в первую очередь, основываться на стратегии национальной безопасности Армении.

Теванян отметил, что на протяжении последнего времени существовала постоянная информационная асимметрия между Турцией и Арменией. "Если сначала можно было думать о дезинформации со стороны турецких СМИ, то потом речь зашла о заявлениях официальных лиц Турции и Азербайджана. Подписание такого рода соглашения на фоне заявления премьер-министра Турции, согласно которому,Турция не будет строить отношений с Арменией, пока не будут выведены войска из контролируемых территорий Карабаха,, по крайней мере, говорит о поражении Армении на информационном поле", - подчеркнул эксперт.

Кроме того, по словам Теваняна, вследствие принятия заявления о "дорожной карте", процесс признания Геноцида армян международной общественностью и, в частности, США был фактически остановлен. "Они смогли сослаться на это соглашение. Обама сказал, что не хотел бы мешать процессу армяно-турецкого примирения", - отметил Теванян. Политолог считает, что совместное заявление было сделано именно накануне 24 апреля не случайно. "Я понимаю, что турки спешили, но почему спешили мы - непонятно", - сказал он.

Касаясь последующих внешнеполитических последствий армяно-турецкого соглашения для Армении, Теванян отметил, что возможности каких-либо дальнейших реальных сдвигов в ближайшем будущем в армяно-турецких отношениях он не видит. По его словам, Армения остается как бы зажатой между Турцией и Азербайджаном. Если учитывать потенциал российско-азербайджанских отношений в плане газового сотрудничества, особенно в свете того, что Россия стремится не допустить сооружение Nabucco и привлечь на свою сторону Азербайджан, то у Армении не остается никаких рычагов влияния ни на Азербайджан, ни на Россию, ни на Турцию.

"Сотрудничество России с Азербайджаном становится выгодным и по экономическим, и по политическим параметрам. С учетом того, что Азербайджан делает сейчас акцент именно на запасы газа, а не нефти, у Азербайджана есть чем торговаться, а чем мы должны торговаться, мне пока непонятно", - продолжил эксперт. При этом эти тенденции и возрастание влияния Турции в регионе отразятся, по мнению Теваняна, и на процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, что противоречит национальным интересам Армении. "Мы должны быть максимально собранными", - подчеркнул Теванян.

Ссылаясь на последние изменения на внутриполитическом поле Армении в контексте армяно-турецких отношений, Теванян находит, что выход "Дашнакцутюн" из коалиции был естественным. Кроме того, он предрекает изменение формата не только правящей коалиции и выхода из нее других партий, но и изменение формата самой оппозиции по идеологическому принципу. "Эта ситуация повторяет политическую обстановку 1998 года, когда политический кризис в стране возник именно из-за национальных вопросов. В этом смысле такая внешнеполитическая линия нынешнего руководства Армении идеологически очень близка Левону Тер-Петросяну", - добавил эксперт.

Теванян также подчеркнул, что перераспределение политических сил Армении станет заметным и значительным уже на выборах в Совет старейшин Еревана, которые станут "референдумом" - мерилом доверия населения к политике нынешних властей.

Напомним, что 22 апреля МИД Армении и Турции при посредничестве Швейцарии выступили с совместным заявлением о прогрессе в урегулировании отношений - "дорожной карте" армяно-турецкого примирения. Данное заявление вызвало неоднозначную реакцию в самой Армении, а партия Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" вышла из просуществовавшей всего год правящей коалиции. АРФД обосновала свое решение тем, что Армения изменила линию своей внешней политики и подписание "дорожной карты" не соответствует ее национальным интересам. Некоторые представители армянской диаспоры, в свою очередь, высказывают опасения в том, что Ереван не будет добиваться признания Геноцида после установления дипотношений с Турцией. Заявление МИД Армении и Турции было сделано накануне 24 апреля, дня памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции 1915 года, после чего президент США Барак Обама, вопреки своему предвыборному обещанию, употребил в обращении к армянской диаспоре словосочетание "Мец Ехерн", вместо термина "геноцид".