Технико-экономическое обоснование Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора утвердили
Азербайджан, 25 апреля, 2009, 11:21 — ИА Регнум. 24 апреля на общем собрании акционеров СП "Сарматия" состоялось утверждение технико-экономического обоснования Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе нефтепровода "Одесса - Броды".
Как заявил президент Украины Виктор Ющенко, "указанное решение - официальное подтверждение эффективности и коммерческой привлекательности маршрутов ЕАНТК. Утверждение технико-экономического обоснования Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора позволит в ближайшее время провести презентацию этого проекта в Брюсселе, что, в свою очередь, будет способствовать привлечению Европейской комиссии и международных инвестиций на его реализацию", - сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости в Киеве.
Технико-экономическое обоснование проекта Евро-Азийского нефтетранспортного коридора подготовлено по заказу Международного нефтетранспортного предприятия "Сарматиа" компанией Granherne Limited вместе с партнерами - компаниями Purvin&Gertz и Greengate LLC. В ТЭО проанализированы рыночные, технические и экономические аспекты реализации проекта, предоставлены рекомендации по его финансированию и структуре управления.
Выводы ТЭО ЕАНТК подтверждают техническую возможность, экономическую целесообразность и конкурентную способность проекта. Подтверждено наличие необходимых ресурсов Каспийской нефти (и спрос на нее в Европе), достаточных для рентабельного функционирования коридора при разветвлении его в г. Броды по трем направлениям: на Польшу, Словакию, Чехию, Австрию, Белоруссию и Балтийские страны. В частности, данные по запасам нефти в Каспийском регионе и прогнозы ее добычи подтверждают наличие значительных свободных углеводных ресурсов для проекта ЕАНТК. Так, по оценкам ТЭО добыча нефти в названном регионе до 2015 года должна увеличиться на 100 млн. т в год, а в период до 2025 года - на 150 млн. т в год. Практически все указанные объемы будут поставляться на экспорт. При этом, начиная уже с 2013 года, в регионе будет ощущаться дефицит свободных нефтетранспортных мощностей, которые могли бы обеспечить дополнительные объемы нефти на внешние рынки. По оценкам экспертов, даже с учетом планов развития существующей и создание новой инфраструктуры (без учета ЕАНТК) для решения этой проблемы до 2025 года в Каспийском регионе необходимо будет построить новые мощности для транспортировки более 80 млн. т нефти в год. Это однозначно подтверждает, что проект ЕАНТК гармонично вписывается в планы развития Каспийского региона и будет обеспечен нефтяным ресурсом.
Дополнительно проект ЕАНТК будет способствовать в решении проблемы разгрузки Босфорского пролива, через который на сегодня проходит единственный путь вывода нефти из акватории Черного моря. По прогнозам экспертов, если не будут созданы альтернативные маршруты, объемы транспортировки нефти через Босфорский пролив до 2020 года по сравнению с сегодняшним днем возрастут вдвое, что с учетом пропускной способности этой артерии приведет к существенному росту простоев танкеров (и соответственно подорожанию танкерных перевозок), или даже ее полного блокирования.
ТЭО также подтвердило наличие спроса на легкую Каспийскую нефть в Европе. В первую очередь, это обусловлено значительным падением добычи легкой нефти в Северном море вследствие истощения местных месторождений. По прогнозам, ее дефицит будет частично покрываться углеводным сырьем именно с Каспийского региона. Кроме того, исследование продемонстрировало преимущества частичного замещения тяжелых сортов нефти легкими при переработке. Использование смеси тяжелых и легких сортов углеводного сырья, подготовленных с учетом технических особенностей конкретных НПЗ и их производственной программы, дает возможность нефтеперерабатывающим заводам получать большие выходы качественных нефтепродуктов, что в результате покрывает расходы на закупку более дорогих легких сортов нефти. Это дает возможность разработчикам ТЭО сделать вывод о наличии спроса со стороны НПЗ, находящихся на маршруте ЕАНТК, на легкую нефть с Каспийского региона в объеме не менее 30 млн. т в год. Нефть, превышающая указанный объем, будет транспортироваться через Гданьский нафтопорт потребителям в акватории Балтийского моря и на внешние рынки.
ТЭО предусматривает поэтапную реализацию проекта ЕАНТК. На первом этапе предлагается организовать транспортировку от 5 до 10 млн. т каспийской нефти в год украинским, чешским и другим центральноевропейским потребителям исключительно с использованием имеющейся инфраструктуры. Нефть будет поставляться потребителям в Украине, Словакии и Чехии. Этот этап не будет требовать создания новой инфраструктуры и практически не нуждается в значительных капиталовложениях. Расчетный тариф ЕАНТК на трассе к НПЗ в Кралупах (Чехия) меньше почти на 1 долл. США за баррель по сравнению с нынешним маршрутом (БТД - Триест - TAL - IKL).
Далее ТЭО предполагает поэтапное увеличение пропускной способности маршрута ЕАНТК в целом до 20, 30 и 40 млн. т за счет строительства новой инфраструктуры по всему маршруту от г. Баку до Гданьска, в том числе нефтепровода "Броды - Адамова застава". Это предусматривает поэтапное привлечение инвестиций в объемах от 2 до 8 млрд. долларов США по ценам, которые применялись, например, при строительстве нефтепровода "Баку - Тбилиси - Джейхан".
Согласно рекомендациям разработчиков ТЭО, экономическую эффективность проекта можно дополнительно повысить путем предоставления налоговых льгот и ускорения его реализации. А сметную стоимость можно существенно уменьшить за счет оптимизации размещения конкретных заказов в странах - основателях Международного нефтетранспортного предприятия "Сарматиа".
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Российский конькобежец раскритиковал критерии нейтрального статуса
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО
- Путин начал в Кремле переговоры с премьер-министром Словакии Фицо