Проблемы, возникшие с авиабазой "Манас" в Киргизии, вынудили Вашингтон начать поиск других маршрутов доставки грузов в Афганистан. Воздушное пространство для транзита готов предоставить Таджикистан. Может оказать услуги и Узбекистан - переговоры с США по этому поводу вошли в завершающую стадию. Известно, что и Ташкент готов дать добро на использование своих железнодорожных путей НАТО. Об этом пишет сегодня "Независимая газета".

Тем временем Таджикистан объявил о планах сотрудничества с США в развитии сухопутных коммуникаций между Таджикистаном и Афганистаном через реку Пяндж. Президент Таджикистана предложил США построить через Нижний Пяндж еще один мост. И передал американскому послу заранее разработанное правительством республики технико-экономическое обоснование второго моста. Не исключено, отмечает газета, что Вашингтону придется вложиться в строительство не только этого сооружения, но и в прокладку железной дороги Душанбе-Нижний Пяндж-Герат-Мешхед, которую Таджикистан уже давно мечтает построить и на которую нет денег. Этот план может быть реализован, так как США заявляли о намерении выступить главным инвестором в проекте Line communication, в который вписывается эта железнодорожная ветка. Впереди - обсуждение проекта создания в стране военной базы США.

Как сказал "Независимой газете" директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов, "речь о создании военной базы пока не идет, но препятствий для создания военного перевалочного пункта нет". "Если переговоры на эту тему будут, не исключаю, что Таджикистан ответит положительно", - заявил он. Однако при этом надо учитывать, что Таджикистан, как член Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ), не может принять решение об открытии иностранной военной базы без согласования с другими членами организации, - уточняет газета. Как сообщает агентство Reuters, также и Узбекистан и США близки к заключению договора, который позволит американской стороне расширить поставки своих грузов в Афганистан. Американцы при достижении договоренности смогут воспользоваться железной дорогой Термез-Хайратон, строительство которой в конце прошлого года завершил Узбекистан. В этом случае понадобится и новый перевалочный пункт, поскольку существующая база НАТО в Термезе, где дислоцирована военная группировка ФРГ, не справится с дополнительной нагрузкой. Сомнений в том, что переговоры с центральноазиатскими республиками завершатся успешно, нет. Главным образом потому, что Россия заявила о готовности способствовать транзиту американских невоенных грузов в Афганистан.

Газета уточняет, что США рассматривают два пути транзита в Афганистан: через Балканы, Россию и страны Центральной Азии, и другой - через Грузию, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.