"Еще со времен Византийской империи церковь и государство всегда прекрасно решали проблему взаимодействия. В коммунистические советские времена государство являлось проводником определенной идеологии, и поэтому рассматривало церковь, как своего главного врага и конкурента. Сегодня за умы и души народа государство не соперничает с церковью, они разделены, при этом у каждого свои интересы и мера ответственности. Таким образом, мне совершенно непонятно, зачем в Приднестровье в государственной структуре власти был создан и столько лет функционировал целый аппарат Уполномоченного президента по делам религии и культов. Если мы живем в демократическом государстве, то зачем этот контроль со стороны какого-то Уполномоченного, который представляет интересы президента", - заявил 6 февраля в интервью корреспонденту ИА REGNUM завкафедрой отечественной истории Института истории государства и права Приднестровского госуниверситета Николай Бабилунга.

"Дела и поступки каждого гражданина или группы людей, которые организуются в определенные объединения, в том числе и религиозные, должны не противоречить законам и Конституции государства. Если же законы не нарушаются, то и никаких вопросов со стороны государства быть не должно. А для того, чтобы проверять законность действий тех же религиозных организаций в государстве есть правоохранительные и надзорные органы. Что собственно и отражено в новой редакции закона "О свободе совести и религиозных объединениях": Министерство юстиции регистрирует, прокуратура занимается надзором. Для нормального демократичного общества это нонсенс, чтобы религиозными объединениями занимался отдельный аппарат при президенте государства", - заявил Бабилунга. "Этот аппарат Уполномоченного президента ПМР по делам религии и культов я могу сравнить с аппендицитом, который нужно удалить, дабы потом не возникло перитонита", - отметил историк.

"Взаимоотношения государства и церкви должны быть гармоничными, и государство не должно вмешиваться в дела церкви. Согласно последней переписи населения, из 10 жителей Приднестровья 9 называют себя православными. И православная церковь в Приднестровской Молдавской Республики несет очень важные для нашего народа функции. Она объединяет нас со всем православным миром: с Москвой, с Киевом, с Белоруссией, с нашими братьями по вере и по крови во всем остальном мире, ну и с молдаванами в том числе. И видно, как в Молдавии сейчас пытаются внедрить "Бессарабскую митрополию", чтобы переподчинить всю систему. Другими словами, там уже полным ходом идут политические игры, направленные на румынизацию населения. В Приднестровье этого нельзя допустить и Тираспольско-Дубоссарская епархия делает все очень правильно, мы как относились к Русской Православной Церкви, так всегда и будем относиться, и в этом отношении не может быть никаких послаблений", - резюмировал историк.

Как сообщало ИА REGNUM, парламент Приднестровья 4 февраля преодолел вето президента на закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Президент Игорь Смирнов был не согласен с тем, что обязанность по регистрации религиозных организаций парламент отвел министерству юстиции, а контроль над их деятельностью - прокуратуре республики. Ранее данные функции выполнял аппарат Уполномоченного президента по делам религий и культов. По мнению Смирнова, при принятии такого решения Верховным советом были превышены полномочия, и был нарушен закрепленный в Конституции принцип разделения властей. То есть, определять какой из органов исполнительной власти будет выполнять те или иные функции, по мнению президента, должен сам глава государства. Депутаты, в свою очередь, сослались на решение Конституционного суда от 18 сентября 2007 года, которым установлено право Верховного совета регулировать эти вопросы, как единственного государственного органа регламентирующего общественные отношения в государстве. В результате голосования президентское вето было преодолено.