Председатель Государственного комитета по охране природы Узбекистана Борий Алиханов принял участие на конференции высокого уровня в формате Европейский Союз - Центральная Азия на тему "Платформа для сотрудничества в области охраны окружающей среды и водных ресурсов", состоявшегося 3 декабря 2008 года в городе Ашхабаде. В своем выступлении на конференции глава природоохранного ведомства Узбекистана еще раз затронул проблемы использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, ратификация и реализация Международных конвенций, а также применение и дальнейшее развитие уже существующих двусторонних и многосторонних законодательных механизмов в области охраны окружающей среды должны поддерживаться и поощряться в качестве основных инструментов для обеспечения баланса интересов различных стран. Устойчивое управление трансграничными водотоками и развитие их водных ресурсов должно базироваться на действующей международной правовой базе в сфере водопользования и экологии, регламентировать порядок их использования исходя из взаимовыгодных интересов всех стран региона. При этом любые действия, осуществляемые на трансграничных реках, не должны оказывать негативного воздействия на сложившийся водный баланс и экологические требования. Он особо подчеркнул, что речь идет не вообще о водных ресурсах стран региона, а использовании ресурсов и водотоков только трансграничных рек, то есть о ресурсах тех рек, которые во все времена обеспечивали жизненно важные потребности населения, веками проживающего в их бассейне. Сегодня это интересы более чем 50 миллионов человек проживающих в 6 государствах региона. Поэтому все решения по использованию стока этих рек, в том числе при сооружении гидроэнергетических сооружений, должны в обязательном порядке учитывать эти интересы. В противном случае это может еще более ухудшить положение с обеспечением водой в низовьях Амударьи и Сырдарьи, многократно усугубить экологическую катастрофу высыхающего Арала. Конвенция ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 18 сентября 1992 года, Конвенция о праве использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года, обязывают рассматривать "обеспечение использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие".

"В решениях ООН подчеркивается, что <государства водотока сотрудничают на основе суверенного равенства, территориальной целостности, взаимной выгоды и добросовестности". Поэтому мы считаем, что все решения по использованию водотока трансграничных рек, в том числе при строительстве гидроэнергетических сооружений, не должны ни в коей мере наносить ущерба экологии и не ущемлять интересы населения стран на сопредельных территориях. В случае нанесения ущерба должны приниматься все меры по его ликвидации или уменьшению, а при необходимости ставиться вопрос о компенсации", - подчеркнул Б.Алиханов.

Он также сообщил, что согласно основополагающим требованиям вышеуказанных конвенций ООН со стороны авторитетных международных экспертов должны быть даны гарантии, что сооружение гидротехнических объектов не будет иметь непоправимых экологических последствий, не нарушит сложившийся баланс использования водотока трансграничных рек всеми государствами, расположенными в их бассейне. Выполнение этих требований должны быть обязательными при реализации различных проектов по созданию гидроэнергетических сооружений в Центральной Азии с участием как национальных, так и транснациональных компаний для того, чтобы не допустить катастрофического ухудшения экологической ситуации в регионе. "Из всех приведенных нами аргументов о необходимости проведения объективной, независимой, международной экспертизы новых гидротехнических проектов, к примеру, строительства Рогунской ГЭС с водохранилищем, особо хотим обратить Ваше внимание на один довод. Всему миру известно, что место строительства Рогунской ГЭС мощностью 3,6 тыс. МгВт и высотой плотины 340 метров находится в зоне, где сейсмичность, доказанная и подтвержденная неоднократными землетрясениями, составляет 8-9 баллов. Представьте себе, что из 100 вариантов реализуется и произойдет один единственный вариант, т.е. случится землетрясение силой 8-9 и более баллов. Кстати, подобные землетрясения недавно произошли по соседству в Кыргызской Республике и Китайской Народной Республике. Особенно о многом говорят последствия землетрясения в провинции Сычуань (КНР) и их воздействие на крупные гидротехнические сооружения. Тем более, что территория, где непосредственно предусмотрено строительство Рогунской ГЭС по данным сейсмологов находится на линии разлома земной коры. Зададимся вопросом, если случится мощное землетрясение с катастрофическими последствиями, которые уже не раз бывали в этом регионе, кто возьмет на себя ответственность за гибель сотен тысяч людей по руслу и стоку реки Амударья?", - отметил председатель Госкомприроды Узбекистана.

Он обратил внимание на то, что позиция Республики Узбекистан по вопросам использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии ясно и четко изложена президентом Узбекистана в своем выступлении на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 16 августа 2007 года в г.Бишкеке: вопросы использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии должны решаться с учетом интересов более 50 млн. населения, проживающего во всех странах региона; любые действия, осуществляемые на трансграничных реках, не должны оказывать негативного воздействия на сложившийся экологический водный баланс региона; действующая международно-правовая база в сфере водопользования и экологии должна стать основой построения эффективной системы совместного использования ресурсов трансграничных рек Центральной Азии. "Для достижения задач Стратегии ЕС по Центральной Азии было бы важно опираться на существующие усилия международного сообщества, которые могут способствовать вышеупомянутым целям. Мы надеемся, что международное сообщество, в том числе и структуры ЕС, окажут позитивное и конструктивное содействие в формирование глубокого осознания и ответственности за неукоснительное соблюдение норм международного права при проектировании новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках Центральной Азии и уберегут десятки миллионов граждан, проживающих в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, от новых авантюр, последствия которых мы с горечью наблюдаем на примере экологической катастрофы Аральского моря", - заключил Б.Алиханов.

По данным пресс-службы Госкомприроды республики, выступивший на ашхабадской конференции спецпредставитель ЕС по Центральной Азии Пьер Морель обратил внимание на необходимость урегулирования вопросов совместного управления водными ресурсами бассейна Аральского моря строго на основе норм международного права. Также он отметил, что при решении вопросов водопользования в регионе должны учитываться деликатность и важность этой проблемы для стран Центральной Азии, любое решение при этом необходимо принимать исходя из позиций каждой из заинтересованных сторон.

"Представители министерства охраны окружающей среды Италии М.Коццоне, МИДа Германии М.Юнгиус, руководитель департамента по странам Азии и ЦА Бюро сотрудничества "ЕвропЭйд" Комиссии ЕС В.Ханна, директор управления окружающей среды, коммунального хозяйства и земельных ресурсов ЕЭК ООН М.Кейнер высказались о необходимости укрепления сотрудничества Европейского Союза с Центральной Азией в целях противодействия общим региональным экологическим угрозам, соблюдения международно-правовых норм, взвешенного регионального подхода с учетом интересов всех стран, снижения негативного воздействия экологического фактора на здоровье населения. Участники конференции высказали особую озабоченность проблемой Аральского моря и отметили необходимость выработки стратегии по недопущению впредь подобных природных катастроф", - сообщили в пресс-службе.

По словам представителя пресс-службы, в то же время представители Таджикистана и Киргизии попытались высказать необоснованные претензии на строительство новых гидротехнических сооружений на стоке бассейнов рек Амударья и Сырдарья. Однако выступившие на заседании представители Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, а также делегаций от международных и национальных организаций ведущих стран ЕС, таких как Италия, Германия, Франция, в принципиальном плане подчеркнули недопустимость подобных попыток без соблюдения следующих принципов, о которых президент Узбекистана заявил на бишкекском саммите ШОС в августе 2007 года. А именно, что вопросы использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии должны решаться с учетом интересов более 50 млн. населения, проживающего во всех странах региона; любые действия, осуществляемые на трансграничных реках, не должны оказывать негативного воздействия на сложившийся экологический и водный баланс региона; действующая международно-правовая база в сфере водопользования и экологии должна стать основой построения эффективной системы совместного использования ресурсов трансграничных рек Центральной Азии.

"Это принципиальная позиция нашла полное понимание и поддержку среди участников международной встречи в Ашхабаде. В итоговом документе конференции, принятом на основе предложений Узбекистана, Казахстана и Туркменистана и поддержанном практически всеми участниками, подчеркнуто, что ашхабадская встреча еще раз показала: международное сообщество, правительства европейских стран и представители Европейской Комиссии однозначно высказываются против необоснованных попыток начала строительства гидротехнических сооружений без соответствующей технической экспертизы, гарантирующей неизменность объема и режима стока, сложившегося веками и являющейся основой устойчивого развития экономики и доходов для миллионов людей, а также недопустимость создания новых угроз для экологии региона, особенно, в бассейне Аральского моря. Участниками конференции отмечено, что катастрофа Арала должна служить предупреждением против новых авантюр, несущих угрозу жизни сотен тысяч людей как с точки зрения изменения природопользования, так и с точки зрения техногенных катастроф, связанных с высокой сейсмичностью зон предполагаемого строительства плотин. Подчеркнуто, что оценка воздействия экологических факторов на здоровье людей должна не только проводиться, но и рассматриваться как необходимый компонент согласованных действий в рамках сотрудничества. Участники также согласились с мнением о необходимости совместного рассмотрения проблем окружающей среды и водных ресурсов, в том числе использования трансграничных рек, в рамках Стратегии ЕС для Центральной Азии", - заключили в пресс-службе Госкомприроды.

Напомним, что в ходе ноябрьского визита в Душанбе руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин заявил, что Россия готова взяться за реализацию проекта по строительству Рогунской ГЭС, а также построить еще три небольшие станции на внутренних реках Таджикистана. Строительство Рогунской ГЭС корпорация "Русский алюминий" планировала завершить к 2009 году. Из-за разногласий по ТЭО (в котором Таджикистан отстаивал максимальный уровень возможностей ГЭС и минимальный контроль над проектом со стороны России) реализация проекта была приостановлена. Таджикистан, не сумев заменить Россию международным консорциумом, решил самостоятельно завершить строительство. Однако средств в бюджете оказалось явно недостаточно - строительство Рогуна оценивается в 3-4 млрд. долл.