Азиатский банк развития (АБР) намерен улучшить региональное сотрудничество в области водных ресурсов Центральной Азии, управление и защита которых в Центральной Азии являются ключевыми для экономического роста и социального благополучия региона, передает корреспондент ИА REGNUM. В распространенном штаб-квартирой Азиатского банка развития (АБР) в Маниле в пресс-релизе отмечается, что реки Сырдарья и Амударья, которые пролегают через основную часть Центральной Азии, поддерживают основное производство сельскохозяйственных продуктов в бассейне Аральского моря и имеют значительную гидроэнергетическую мощь и потенциал. Отсутствие или слабое сотрудничество среди Центральноазиатских стран - Афганистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана - в управлении совместной водной системой стало ключевым напряжением, которое угрожает региональному развитию. "Отсутствие регионального сотрудничества по водным ресурсам создает главную угрозу для экономической интеграции и роста в Центральной Азии", - приводятся заявление старшего специалиста по управлению водными ресурсами в отделе Центральной и Западной Азии АБР Томаса Панелла.

В нем указывается, что АБР одобрил грант региональной технической помощи в размере $998 тыс., который будет использоваться для поддержки обмена знаниями по водным ресурсам в регионе и усиления потенциала институтов, которые управляют ими. "Грант был выделен мультидонорским трастовым фондом под руководством программы АБР Партнерского финансирования воды (Water Financing Partnership Facility). Свой вклад в трастовый фонд сделали правительства Австралии, Австрии и гНорвегии. Помощь будет включать региональные инициативы, включая бассейны рек Амударья и Сырдарья, а также бассейны рек Талас и Чу, кроме того будет оказана помощь в создании форума по обмену идей и разработке будущих планов. Проект построен на предыдущей технической помощи АБР 2004-2007 гг., которая помогла создать диалог по региональной водной политике и развитие потенциал управления водными ресурсами", - поясняется в сообщении АБР.

Целью Азиатского банка развития является сокращение бедности в странах Азии и Тихоокеанского региона посредством устойчивого экономического роста, социального развития и добросовестного управления. Основанный в 1966 году, АБР состоит из 64 членов, 46 из которых находятся в самом регионе. Следует отметить, что водные ресурсы в государствах Центральной Азии распределены неравномерно. Ситуация такова, что Центрально-азиатский регион четко делится на богатые водными ресурсами страны (Таджикистан и Киргизия) и зависимые от них в поступлении воды Узбекистан, Туркмения и Казахстан. Если Киргизия контролирует бассейн реки Сырдарьи, то Таджикистан - Амударьи. Сырдарья - первая по длине и вторая по водности река в Центральной Азии. Длина реки составляет 3019 км, площадь бассейна 219 тыс. кв. км. Основная часть (75,2%) стока Сырдарьи формируется на территории Киргизии, 15,2% на территории Узбекистана, 6,9% в Казахстане и 2,7% в Таджикистане. Длина другой водной артерии - Амударьи - составляет 2540 км, площадь бассейна 309 тыс. кв. км. Как и Сырдарья, Амударья в нижнем течении теряет много воды на ирригацию. Основной сток Амударьи (74%) формируется на территории Таджикистана, 13,9% на территории Афганистана и Ирана и 8,5% на территории Узбекистана. По обеспеченности гидроресурсами Таджикистан занимает третье место в мире и второе в СНГ после России. К примеру, общие годовые потенциальные ресурсы гидроэнергии в республике составляют около 600 млрд. кВт.ч. Кроме того, Таджикистан обладает значительными запасами пресной воды в ледниках (более 60% запасов Центральной Азии). Построенная в бытность СССР Нурекская ГЭС (мощность 3 млн. КВт/час) регулирует около 40% воды, необходимой Узбекистану и частично Туркмении.

Свой вклад в копилку водных проблем в регионе вносит и Афганистан, который в настоящее время использует только около 2 млрд. куб.м. воды для ирригационных систем в своей части бассейна Амударьи. В потенциале он может забирать до 10 млрд. куб.м. воды, что будет иметь отрицательные последствия для Туркмении и Узбекистана. Неравномерность распределения водных ресурсов в Центральной Азии обуславливает конфликт интересов ключевых поставщиков воды (Таджикистан и Киргизия) и ее основных потребителей (Узбекистан, Казахстан и Туркмения). В частности, Таджикистан вместе с Киргизией заинтересованы использовать водные ресурсы для выработки электроэнергии для удовлетворения собственных нужд и на экспорт в третьи страны. Им противостоят Казахстан, Туркмения и Узбекистан, которые настаивают на преимущественно ирригационном характере эксплуатации как построенных во времена СССР ГЭС, так и планируемых новых гидроэлектростанций.