Россия своими новыми инициативами по урегулированию карабахского конфликта стремится укрепить изоляцию Грузии и противопоставить себя Турции, предложившей Платформу стабильности и безопасности на Кавказе. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил эксперт американского исследовательского центра "Jane's" Ричард Киракосян.

По мнению эксперта, исходя из своих наиболее сильных позиций в регионе, Россия желает укрепить изоляцию Грузии, взяв на себя инициативу разрешения последнего "замороженного конфликта" - карабахского вопроса. В то же время, по мнению политолога, своей активностью Москва стремится противопоставить себя предложенной Турцией Платформе стабильности и безопасности на Кавказе.

Киракосян напомнил, что президент России Дмитрий Медведев в Ереване отметил, что, исходя из уроков Южной Осетии, конфликты могут и должны быть решены мирно, путем переговоров, предложив устроить встречу на высшем уровне президентов Армении и Азербайджана в Москве.

Киракосян заметил, что последствием визита президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван стал не шаг к нормализации отношений между Турцией и Арменией, а предположения СМИ о том, что президент Армении предложил турецкой стороне сыграть роль в урегулировании карабахского конфликта. В данном контексте эксперт отметил, что, несмотря на подобную расстановку вопроса в прессе, сопредседатели Минской Группы имеют свое мнение. "Я утверждал бы, что, несмотря на напряженность в американо-российских отношениях, Москва и Вашингтон остаются преданными задаче сохранения Минской группы ОБСЕ в качестве главного механизма посредничества. Фактически, и Россия, и США не хотят приостанавливать сотрудничество в посредничестве урегулирования карабахского конфликта" - отметил он.

Киракосян подчеркнул, что точка зрения министра иностранных дел России Сергея Лаврова, обрисованная в интервью "Российской газете", сводится к тому, что главным препятствием на пути любого возможного варианта мирного соглашения остается Азербайджан. "Азербайджан видит себя в качестве будущей военной власти в регионе, что может и статься примерно через 8-10 лет, и Баку считает, что лучше сдерживать мирный процесс, пока он не находится в доминирующем положении", - отметил политолог. Ричард Киракосян заметил, что это положение было подтверждено Алиевым, который до инаугурации заявлял, что его страна никогда не согласится с потерей Карабаха, но не доходил до угроз отобрать Карабах силой. Эксперт отметил, что, тем не менее, в своей инаугурационной речи Алиев выразил надежду на продолжение переговоров, как и отметил то, что " Карабах должен согласиться с действительностью, которая состоит в том, что невозможно конкурировать с Азербайджаном".

В данном контексте Киракосян напомнил также заявления заместителя госсекретаря США Дениэля Фрида 17 октября в Ереване о возможности прорыва в процессе решения конфликта в ближайшие недели. Киракосян напомнил также заявления французского сопредседателя Минской Группы ОБСЕ Бернара Фасье, который в Ереване заявил о том, что Турция, являясь одним из 12 членов Минской группы, показывает усилия, направленные на обеспечение помощи урегулированию конфликта, которые не подразумевают изменения формата переговоров. "Сопредседатель сказал, что Турция всегда демонстрировала "конструктивный подход", поддерживая действия трех сопредседателей и что "любое предложение, нацеленное на поддержку переговоров, в особенности из Турции, является желательным и долгожданным" - напомнил Киракосян, подчеркнув, что без открытия закрытой границы с Арменией, любая турецкая роль в конфликте Карабаха будет бесполезна и может даже затормозить мирный процесс.