Еще не принятый бюджет Литвы на 2009 год подводит страну к черте, которую, по выражению Еврокомиссара по финансам Дали Грибаускайте, уже сложно назвать даже критической. На прошлой неделе правительство Литвы объявило, что, согласно проекту бюджета на 2009 год, ожидаемый дефицит составит 2,3% от ожидаемого ВВП - 2,639 млрд. литов (более 776 млн. евро). Прогнозы экономистов еще хуже - дефицит может составить более 3% от ВВП, а это недопустимая черта, после которой Литву могут ожидать санкции Евросоюза. Ряд литовских экономистов неоднократно высказывался, что правительство, формируя бюджет, должно серьезно пересмотреть весь проект главного финансового документа страны и сократить расходную часть. Точно также считает и президент Литвы Валдас Адамкус, который призвал правительство "не раздувать" бюджет.

Однако как конкретно выглядит проект бюджета, пока так и остаётся неясным. Правительство должно было представить его на рассмотрение Сейма до прошлой пятницы, 17 октября. Как ни ждали депутаты, проект так и не донесли до парламента, несмотря на то, что по статуту (уставу) Сейма, правительство обязано представить его до 17 октября. Вероятно, документ поступит народным избранникам сегодня, 20 октября. В любом случае, даже не зная конкретные цифры бюджета на следующий год, уже сейчас можно сказать: этот документ станет одним из самых противоречивых за последние годы. Во-первых, потому, что реализовывать бюджет будет уже следующее правительство, которое будет сформировано после 26 октября, когда в Литве пройдёт второй тур выборов в Сейм. И нет никаких гарантий, что новый кабинет министров согласится реализовывать все принятые нынешним правительством решения. Во-вторых, из-за чрезвычайно большого дефицита, который снизить будет чрезвычайно сложно из-за значительных обязательств перед работниками бюджетных учреждений и из-за общего неблагоприятного экономического положения как в Литве, так и в мире в целом. И, в третьих, из-за чрезвычайно сильного недовольства тех самых бюджетников.

Этой осенью исполняется ровно год, как в Литве одна за другой начали проходить забастовки работников бюджетных учреждений. Первыми выступили учителя школ и детских садов. Уже в декабре прошлого года забастовки стали стихийными: учителя требовали повышения заработной платы, которая и так не была большой, да еще и съедалась растущей в стране инфляцией. К тому же сама зарплата педагогов не менялась много лет, несмотря на обещания правительства, которое постоянно переносило дату повышения денежного довольствия. По сути это и спровоцировало осеннюю волну забастовок. С 1 сентября 2007 года зарплаты учителям должны были быть планово повышены, но власти не сдержали своего слова, сославшись на отсутствие средств.

В марте этого года забастовки стали бессрочными. Из-за угрозы полного срыва учебного процесса правительство пошло на уступки. Был принят план постепенного увеличения зарплат учителям до 2011 года. Правда, министр науки и образования Литвы Рома Жакайтене в апреле ушла в отставку. Естественно, предусмотренные деньги для повышения зарплат учителям не могли появиться из воздуха, правительству пришлось их, как сообщалось в те дни, временно изъять из других расходных статей бюджета. Это и стало причиной цепной реакции, которая в эти дни в Литве только набирает силу. В сентябре этого года в Вильнюсе прошла серия митингов студентов технических вузов, которые недовольны целым комплексом проблем в системе высшего образования. В первую очередь, невозможностью учиться бесплатно, если средний бал ниже "восьмерки", - такую поправку не так давно принял парламент по инициативе президента Литвы. Причина - с одной стороны попытка мотивировать студентов хорошо учиться, а с другой, и это является отнюдь не последней причиной, опять нехватка денег. Если бы все студенты, которые вовремя сдали сессию, могли обучаться бесплатно, правительству Литвы пришлось бы откуда-то ежегодно находить 60 млн. литов (17,6 млн. евро). И опять, после угроз забастовок и акций протеста, властям пришлось пойти на уступки. Критерий в "8" баллов решили убрать и дать возможность учиться бесплатно тем студентам, у которых нет академических долгов. Эта история еще не закончена, окончательное решение вынесет Сейм, а потом поправки к закону, если они будут приняты, лягут на стол к Валдасу Адамкусу, который либо их одобрит, либо наложит вето.

Как только вопрос со студентами утих, свои права стали отстаивать преподаватели университетов. Главное требование все то же: во-первых поднять зарплату с 1 января следующего года, во-вторых, создать программу постепенного увеличения денежного довольствия по примеру того, как это было сделано по отношению к учителям школ и дошкольных учреждений. К тому же преподаватели оскорбились на власти за то, что те забыли про технический персонал вузов: лаборанты, различные ассистенты, завхозы, электрики - все они не попали под внимание властей, которые с трудом делают какие-то попытки решить проблемы только непосредственно самих учащих. А чтобы требования не казались голословными, вначале октября в Литве впервые за всю историю независимости прошла забастовка преподавателей вузов. Пока что предупредительная и двухчасовая. Педагоги пообещали, что если на них внимание не обратят, то начнутся бессрочные забастовки, которые могут сорвать весь учебный процесс в университетах.

Сразу после этого о себе напомнили работники медицинских учреждений. У врачей аналогичные требования, только на этот раз вплотную связанные с проектом бюджета на следующий год. В строку расходов на медицину, по мнению врачей, правительство заложило просто смехотворную сумму, которая, по их словам, покрывает только 36,5% необходимости. Это приведет к тому, говорят медики, что в 2009 году для лечения пациентов придется тратить деньги из собственной зарплаты. Врачи пока не протестуют и не бастуют и ограничились открытым заявлением на имя председателя Сейма, премьер-министра и всех парламентских фракций.

Подобные протестные настроения сейчас есть буквально во всех отраслях, где работают бюджетники. Цепная реакция затронула все сферы. На протяжении года неоднократно свое недовольство высказывали пожарные, не лучше дела обстоят у полиции. Власти оказались между молотом и наковальней: с одной стороны, увеличение расходной части бюджета ради повышения зарплат бюджетникам чревато сильнейшим экономическим кризисом и банкротством государства, о чем предупреждают экономисты, с другой - социальным взрывом в случае игнорирования требований бюджетников. Одним из вариантов выхода, по мнению правительства, может стать повышение налогов. Однако эта идея была раскритикована как общественными организациями, которые усмотрели в телодвижениях правительства попытку выполнить свои обещания за счет простого налогоплательщика, так и экономистами, которые прогнозируют новый виток инфляции, если налоги будут подняты.