Сегодня, 11 сентября, в республиканской прессе были опубликованы выдержки из заявления нескольких членов общественной организации "Совет старейшин балкарского народа" (ССБН) о выходе их ССБН. Заместитель председателя Совета старейшин балкарского народа Исмаил Кайтаев, заместитель председателя исполкома Жамбулат Эттеев и еще пять членов ССБН заявили о недоверие руководству организации.

В частности, авторы заявления утверждают, что ССБН создавался с единственной целью: в соответствии с законом РФ о местном самоуправлении "вернуть отобранные балкарские земли, восстановить муниципальную самостоятельность Хасаньи и Белой Речки".

"Однако руководство ССБН, отойдя от нашей главной программы, занялось разоблачением местной власти, поиском никому не нужных старых карт, установкой границ столетней давности, расследованием похищенных материальных и денежных средств, выделенных балкарскому народу российским правительством. Конечно, такая псевдопатриотическая риторика щекочет нервы и возбуждает самолюбие обывателя, но в конечном итоге заканчивается простым сотрясанием воздуха", - говорится в заявлении.

Подписанты также уверены, что судебный процесс над Советом старейшин является "согласованной с прокуратурой грязной аферой".

Подтверждением "подрывной деятельности руководства ССБН" заявители считают тот факт, что "уже более года генерал Беппаев (лидер "Алан" - другой общественной организации, объединяющей балкарцев - прим. ИА REGNUM), не сделал в адрес Совета старейшин "ни одного критического замечания и грубого выпада".

По словам авторов заявления, ни одно более или менее значимое решение, одобренное советом, митингами и собраниями, не выполнено. "Нам постоянно лгут, что наши письма рассматриваются президентом РФ и Советом безопасности России... Мы не хотим быть соучастниками предательства национальных интересов и добровольно выходим из состава ССБН", - заявили подписанты.

Комментируя для ИА REGNUM это заявление, председатель исполкома ССБН Оюс Гуртуев заметил, что, по его мнению, подписантами двигало не благородное негодование, а личная заинтересованность.

"Открытое выражение своего мнения гражданином - одна из заслуг демократии. И это очень хорошо, а если одобряется властями - и вовсе безопасно. Но, не зная подоплеки, гражданам не отличить ложь от правды, благородное негодование от личной заинтересованности", - сказал Гуртуев.

Но считает, что, например, Кайтаева беспокоит то, что ССБН занялся поиском похищенных материальных и денежных средств, выделенных балкарскому народу государством. В ССБН уверены, что ему "перепали" миллионы рублей из этих средств, которые он частично расходовал на танцевальный ансамбль, выдавая как свою спонсорскую помощь. "Кайтаев хорошо знает балкарскую пословицу, которая переводится так: кто возится с медом, облизывает пальцы, но не хочет, чтобы народ знал об этом", - сказал Гуртуев.

Он подчеркнул, что и два других подписанта проявляли повышенный интерес лишь к финансовой сфере, предлагая себя в качестве "послов" ССБН в Москву, Астану, Казань, Уфу, Стабул, втайне от других собирая у населения немалые деньги, якобы, для нужд ССБН.

"И, конечно, трудно поверить, что "руководство ССБН согласовало с прокуратурой грязную аферу" по судебным процессам на самих себя", - заметил Гуртуев.

Он сообщил, что эта группа "недовольных" и была заслушана в середине июля на расширенном заседании центрального совета ССБН, в результате чего было принято решение осудить их необоснованные нападки и удовлетворить заявление о выходе из общественной организации. "С тех пор подписаны к ССБН не имеют никакого отношения, однако отмечено их стремление поработать на местную власть. К слову, трое подписантов давно дезавуировали свои подписи под заявлением", - заявил Гуртуев.

Как сообщалось ранее, 14 января 2008 г. Верховный суд Кабардино-Балкарии принял решение о запрете деятельности Совета старейшин балкарского народа как экстремистской организации. Дело о ликвидации ССБН Верховный суд КБР рассматривал по иску прокурора республики Олега Жарикова. Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил ликвидировать Совет старейшин балкарского народа как общественную организацию, ведущую экстремистскую деятельность. Жариков ссылался на аналитическую записку, направленную ССБН на имя тогдашнего полпреда в ЮФО Дмитрия Козака, в которой давалась оценка социально-экономического положения в республике, и говорилось об ущемлении республиканскими властями конституционных прав балкарской части населения.

По мнению прокурора, эти утверждения носили экстремистский характер, т. к. пропагандировали национальное неравенство. В заявлении прокурора говорилось, что руководителям ССБН прокуратура дважды делала предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности, однако и после этого были выявлены новые факты, которые можно квалифицировать как проявление экстремизма.

Кроме того, прокурор КБР подчеркивал, что председатель исполкома ССБН Оюс Гуртуев, направив заявление в Генпрокуратуру РФ о привлечении к уголовной ответственности президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова за экстремизм, ссылаясь на стенограмму его выступления на одном из совещаний летом этого года, является клеветой на должностное лицо, занимающее государственную должность. В связи с этим в отношении Гуртуева возбуждено уголовное дело. 18 марта 2008 г. кассационная коллегия Верховного суда РФ отменила решение Верховного суда КБР о запрете деятельности Совета старейшин балкарского народа и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В настоящее время рассмотрение этого дела Верховным судом КБР приостановлено.