Проблема семейного насилия в России, да и во всем мире представляет пока малоисследованную сферу. В тоже время по данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье испытывают в свыше 30% российских детей в возрасте от 5 до 7 лет, 60-70% из них затем отстают в развитии, страдают физическими и психо-эмоциональными расстройствами. По разным данным, ежегодно в России около миллиона детей 4-14 лет страдают от побоев в семье, более 50 тысяч из них в течение года сбегают из дома, спасаясь от побоев. О том, как решается эта проблема в Архангельске, корреспонденту ИА REGNUM рассказала заведующая отделением защиты прав детей от насилия архангельского Центра охраны прав детства Надежда Худояш.

ИА REGNUM: Надежда Викторовна, насколько проблема семейного насилия над детьми актуальна для нашего региона?

Надежда Худояш: По данным некоторых исследований, каждый четвертый ребенок в России подвергается тому или иному виду семейного насилия. В принципе, эта статистика вполне соответствует и Архангельску. То есть насилию в том или ином виде дети подвергаются довольно часто. Однако реальных цифр по этой проблеме у нас нет, поскольку далеко не все, кто подвергается насилию в семье или становится свидетелем жестокого обращения с детьми, обращается к специалистам. Сегодня на учете нашего отделения находятся 124 семьи.

ИА REGNUM: С какими видами насилия в архангельских семьях вам приходится иметь дело?

Надежда Худояш: Насилие в семье проявляется очень многогранно - это и физическое, и психологическое и сексуальное. Со всеми этими видами нам приходилось сталкиваться. Конечно, чаще всего мы работаем с семьями, где имеет место физическое насилие над детьми, поскольку порой его невозможно скрыть. А в том, что он был подвергнут сексуальному насилию, признается далеко не каждый человек, поэтому случаи выявления такого насилия наиболее редки в нашей практике.

ИА REGNUM: Насилие в семье зависит от материального положения этой семьи? От социального статуса родителей? Если нет, то в чем может быть причина такого поведения родителей?

Надежда Худояш: Абсолютно не зависит. Исследователи разных стран давно доказали, что насилие в семье в равной степени может встречаться как в материально обеспеченных, так и в малоимущих семьях. Искать причины насильственного поведения родителей следует в их детстве. Если человек с раннего детства подвергался физическому насилию, то какой бы социальный статус он не получал в дальнейшем, детский опыт он будет проецировать на свою семью, и, скорее всего, будет бить своих детей. При этом далеко не каждый родитель, применяющий в воспитании детей психологическое или физическое насилие, знает о том, что есть и другие воспитания, кроме ремня и грубого слова. Если такие родители идут с нами на контакт, то мы стараемся им это объяснить. Кстати, пожалуй, чаще насилие происходит в семьях, где ребенка воспитывает не родной по крови отец или мать.

ИА REGNUM: Есть ли действительно успешные результаты в работе с такими родителями?

Надежда Худояш: В нашей практике были случаи, когда обращения к нам заканчивались лишением родительских прав. Иногда любые попытки объяснить нерадивым родителям что насилие - не лучший метод воспитания, заканчиваются ничем и тогда ставится вопрос о лишении родительских прав. В 2007 году, например, таких случаев в нашей практике было 10. Но наша цель, прежде всего, - сохранение семьи и налаживание в ней отношений, но, к сожалению, это не всегда удается. Однако такие случаи, когда работа с родителями помогла исправить ситуацию, тоже не редки.

ИА REGNUM: Часто ли к вам за помощью обращаются непосредственно дети? И что им, собственно делать, если они не могут оставаться дома из-за оказываемого насилия? Куда идти?

Надежда Худояш: Сообщать о насилии в семье можно по телефону 66-70-30. Каждый случай будет тщательно изучен нашими специалистами. Чаще всего тревожные сигналы к нам поступают от социальных работников школ, воспитателей детских садов, нежели от маленьких жертв насилия. Обращения самих детей составляют примерно 15-20% от общего числа обращений. Одна из важных проблем для нас - это размещение детей, подвергающихся насилию. В развитых странах есть приюты, куда такие дети могут придти в любое время суток, а у нас их нет. Если такие приюты появятся в Архангельске, то, возможно, сама проблема станет более очевидной для окружающих. В нашем центре есть дети, изъятые из семьи, но всем предоставить крышу над головой у нас нет возможности. Между тем, порой жить вне семьи детям требуется от месяца до полугода, пока идет разбирательство с их родителями.

ИА REGNUM: На чем строится ваша работа с родителями?

Надежда Худояш: Мы работаем не только по сигналам, но и проводим большую просветительскую работу. Ежегодно в нашем центре работает школа для родителей "Лад", где консультируются как родители из группы риска, так и все желающие. Обучение бесплатное. Групповая форма работы, пожалуй, наиболее удачная для решения проблемных вопросов в семье.

ИА REGNUM: Насилию подвергаются и жены, и матери взрослых детей. Помогаете ли вы им?

Надежда Худояш: Да, на базе центра работает кризисный центр для женщин, и мы работаем с такими ситуациями. Был, например, случай, когда пожилую мать избивал собственный сын. Когда мы провели работу с этой женщиной выяснилось, что ее умерший муж всю жизнь ее бил на глазах у сына, что, естественно, не могло не отразится на его поведении в дальнейшем. Этот "метод" решения проблем был продемонстрирован ему с раннего детства и нет ничего удивительного, что он поднимал руку на мать впоследствии. То, что причиной этого кроются в детстве, женщина поняла только после работы с нашими специалистами. В ходе работы выяснилось, что этот мужчина (ее муж) с раннего возраста наблюдал, как его мать бил отец. Однако то, что пример из детства отложил отпечаток на его психологическом восприятии семьи, эта женщина поняла только у нас. Надо отметить, что коррекция психологического восприятия насильников в таких случаях возможна, но сделать это очень сложно.

ИА REGNUM: Что нужно предпринять для того, чтобы проблема насилия в семье начала решаться более активно?

Надежда Худояш: Наше отделение существует уже 5 лет, но до сих пор в области оно единственное. То есть проблемой насилия в семье практически никто больше не занимается. Наши возможности, к сожалению, не велики, так как штат всего отделения - это всего лишь 6 человек. Поэтому, конечно, одним из реальных шагов на пути к решению столь большой проблемы может стать сеть подобных отделений и кризисных центров. Кроме того, очень нужна большая профилактическая работа. Сегодня специалистами нашего отделения разработаны 12 образовательных программ, с которыми мы работаем в архангельских школах и других учебных заведениях. Дети и студенты получают информацию о том, что такое насилие, какие оно имеет формы и куда можно обратиться за помощью. Стоит отметить, что руководители школ достаточно часто обращаются к нам, понимая, что насилие в семье проще предотвратить, чем бороться с ним. Большой плюс в нашей работе - это неравнодушные люди. Если будет больше таких людей, которые не могут пройти мимо матери, унижающей своего ребенка словесно или физически, а такие случаи, как мы знаем, довольно часто встречаются на улицах Архангельска, то проблема насилия будет решаться более динамично.