Оккупационные власти: Мы должны препятствовать созданию эстонского, латышского и литовского государств
Белоруссия, 28 июля, 2008, 16:13 — ИА Регнум. В эстонском издании на русском языке "Вести дня" сегодня, 28 июля, напечатано инструктивное письмо Альфреда Розенберга, рейхсминистра по делам восточных территорий, рейхскомиссару Рейхскомиссариата "Остланд" Хинриху Лозе. ИА REGNUM публикует данный материал полностью:
Берлин, 21 июля 1941 года.
"В приложении вы получаете первые инструкции для рейхскомиссариата "Остланд". По мере необходимости с содержанием этих инструкций нужно ознакомить генеральных комиссаров и гебитскомиссаров.
Первейшей обязанностью немецкой администрации является неукоснительное следование ею курсу представителей Германского рейха, и я ожидаю от вас и ваших сотрудников, что вы будете придерживаться этого курса в отношении подчинённого вам населения и сумеете пресечь нарушения этих принципов. Национал-социалистическая революция должна закончиться подавлением большевизма и установлением нового порядка на территории Восточной Европы. Поэтому она требует от всех своих представителей, чтобы они были достойны той борьбы, которую начал фюрер после ноябрьских дней 1918 года в Мюнхене.
Хайль Гитлер!"
Подпись: Альфред Розенберг
Район, расположенный между Нарвой и Тильзитом, всегда имел тесные связи с немецким народом. Семисотлетняя история внутренне сориентировала большую часть живущих там народов на Европу, и, несмотря на угрозу со стороны Москвы, эти народы свыклись со своей принадлежностью к жизненному пространству Великой Германии.
Цель рейхскомиссара Эстонии, Латвии, Литвы и Белоруссии заключается в организации на этой территории протектората рейха, а затем путём привлечения на свою сторону полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению в превращении этой территории в часть Германского рейха. Балтийское море должно стать внутренним северным морем, принадлежащим Германии.
Излишки товаров (в первую очередь сельскохозяйственной продукции) рейхскомиссар должен использовать в интересах немецкого народа и по возможности увеличить поставки этой продукции.
Что касается политики переселения, то необходимо отметить тот факт, что 50% эстонцев сильно германизированы вследствие смешения с датской, немецкой и шведской кровью, и поэтому эстонцы могут рассматриваться как родственный народ. В Латвии гораздо меньшая часть населения пригодна для ассимиляции. Поэтому здесь нужно ожидать более сильное сопротивление и необходимость переселения в более крупных масштабах. Аналогичное развитие событий можно ожидать и в Литве. Переселение фольксдойче могло бы активизировать процесс германизации на границе с Восточной Пруссией.
Непосредственно к этим трём областям примыкает Белоруссия, где отмечается довольно сильно выраженное движение за независимость. Можно предположить, однако, что большевикам удалось подавить это движение.
В любом случае Белоруссии придётся принять вначале ту часть населения, которая будет переселена из Эстонии, Латвии, Литвы и из польской части Вартского округа. Представляется целесообразным переселить поляков не в генерал-губернаторство, а в восточные районы Белоруссии (Смоленский округ) для того, чтобы они заменили там русских. Кроме того, генеральный комиссар Белоруссии должен добиться значительных успехов в производстве путём активного привлечения к работе населения в этом в экономическом отношении не слишком хорошо развитом районе. Необходимо также разжигать неприязненное отношение белорусов к русским.
Перед рейхскомиссаром, имеющим штаб-квартиру в Риге, ставится в основном позитивная задача. Страна, которая была завоёвана немецкими рыцарями и поставлена на ноги ганзейскими купцами, страна, германизация которой осуществлялась путём постоянного притока немецкой и частично шведской крови, должна превратиться в могущественное государство, находящееся на границе Германии. Культурные предпосылки для этого имеются, а право на поселение Германский рейх будет предоставлять тем, кто отличился в этой и в мировой войне (потомкам погибших, тем, кто принимал участие в борьбе в Прибалтике в 1919 году, и т.д.).
При решении отдельных вопросов, которые могут возникнуть в результате деятельности противника, необходимо постоянно подчёркивать, что большевизм уничтожил бы все эти народы, если бы Германский рейх не взял под свою защиту и эту территорию. Этот факт имеет внешнеполитические и военно-политические последствия.
Рейхскомиссар "Остланда" должен препятствовать возникновению претензий на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая, однако, имеет дело с народами, а не с государствами. Нужно настоятельно и постоянно подчёркивать вину прежних правительств этих территорий. Эти правительства строили свою политику на вечной вражде между Советским Союзом и Германией, в своей прессе они выступал против национал-социалистического Германского рейха и старались установить контакты с западными демократиями. Они упустили редкую возможность войти в союз с Германией в качестве независимых государств.
Они потеряли свою свободу в тот момент, когда некоторое время назад в связи с угрозой со стороны Англии Германский рейх обеспечил надёжность своего тыла, заключив договор с Советским Союзом. Таким образом, в течение многих лет рейх был единственным гарантом мнимой независимости этих народов, которые с помощью своих политиков осмеливались вести борьбу с Германским рейхом. При даче всех распоряжений, касающихся этих народов, нужно постоянно выделять эти моменты, а позже соответствующим образом отразить их в прессе. Из запрета образовать независимые государства - о чем, однако, не нужно заявлять публично - вытекают и меры, необходимые для предотвращения формирования так называемых независимых национальных армий. Верховная военная власть также находится в руках Германского рейха, а не малых народов "Остланда". Германский рейх готов, однако, к тесному сотрудничеству с этими народами, в том смысле, что администрацию магистратов могут возглавлять представители местного населения. В задачи немецкой полиции входит формирование надёжной эстонской, латышской, литовской и белорусской полиции. В больших городах наряду с немецкими бургомистрами будут располагаться также представительства, в которые войдёт местное население. Кроме того, при генеральном комиссаре и рейхскомиссаре могут находиться специальные доверенные лица, которых они будут привлекать для консультаций.
...
Что касается культурной жизни, то вначале необходимо пресечь намерения относительно создания собственных эстонских, латышских, литовских и белорусских университетов и высших учебных заведений. Не нужно возражать против создания ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений. Будет принято специальное постановление о введении уроков немецкого языка по меньшей мере в школах. Можно начать подготовительную работу по реорганизации университета в Тарту в немецкий университет, как это было прежде, и по восстановлению Высшей технической школы в Риге.
Представитель министерства по делам оккупированных восточных территорий, а также представитель оперативного штаба по надзору за духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием НСПГ осуществят проверку культурных архивов и библиотек. Позднее нужно будет выяснить, что можно оставить для будущей работы рейхскомиссариата, а что при определённых обстоятельствах можно будет использовать для Германского рейха или в качестве пособий в высшей школе.
...
Рейхскомиссар имеет полномочия, действуя в соответствии с инструкциями, полученными сверху, самостоятельно принимать меры, которые, по его мнению, необходимы для обеспечения нормальной работы, покоя и благоденствия его рейхскомиссариата. Во всех сомнительных случаях он обращается для обеспечения в будущем центрального руководства всех четырех рейхскомиссариатов к рейхскомиссару по делам оккупированных восточных территорий".