В ближайшие годы присутствие Европейского союза на территории Приднестровья будет усиливаться. Об этом 4 июня заявила корреспонденту ИА REGNUM ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Тамара Гузенкова.

Комментируя слова спецпредставителя парламента Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Григория Маракуцы о том, что внешняя политика Приднестровья должна быть "многовекторной", и о том, что "может, в ближайшей перспективе, а, может, и в далеком будущем ПМР станет полноправным членом ЕС", Гузенкова отметила, что заявление Маракуцы не является единственным в контексте проблем, связанных с непризнанными территориями на пространстве СНГ. "Эксперты уже давно заметили, что Европейский союз сильно активизировался на постсоветском пространстве - не только в непризнанных республиках, но и в странах Центральной Азии. До сравнительно недавнего времени здесь всё-таки преобладали позиции США, но последние два года видно, как Евросоюз в качестве самостоятельной политической силы начинает всё активнее внедряться во внутриполитические проблемы постсоветского пространства, в том числе и в вопросы функционирования непризнанных государств", - считает Тамара Гузенкова.

По словам эксперта, внимание Европы к Приднестровью как к проблемному региону стало достаточно определённо проявляться, начиная с 2007 года, когда Румыния вошла в ЕС, и, таким образом, граница Европейского союза почти вплотную подошла к границе Приднестровья и Молдавии. "Среди государств ЕС на данном направлении, как мне кажется, наибольшую активность проявляет Великобритания: она до известной степени взяла на себя функции, с которыми в последние годы всё хуже и хуже справлялась ОБСЕ. "Мягкая атака" на Приднестровье началась с усиления социально-гуманитарного сотрудничества, когда различные посольства, в том числе английское и американское, стали предлагать различные формы взаимодействия и с неправительственным сектором, и с системой образования ПМР", - отметила политолог.

"Что касается самого руководства и политических элит непризнанных республик, то мы знаем, что примерно аналогичные предложения поступили и Республике Абхазия. Мы также знаем, что абхазское руководство не отвергло эти предложения сходу, а заняло достаточно дипломатичную позицию, заявив о том, что оно рассмотрит эти инициативы и учтёт их в своей политике по отношению к Грузии и к России. Я думаю, что это в значительной степени отражает попытки непризнанных республик встроиться в новые геополитические процессы и в ситуацию, которая начала формироваться в последнее время", - считает Гузенкова.

"Обостряется борьба между Россией с одной стороны и Европейским союзом и США с другой за доминирование, или, по крайней мере, за присутствие на постсоветском пространстве. И теперь это соперничество начинает приобретать несколько иные формы. В частности, речь идёт не только и не столько о тяжёлом холодном противостоянии, сколько о попытках привлечь на свою сторону и в свои объятия спорные территории. Мне кажется, что та "многовекторность", о которой говорят в Приднестровье, - это попытка играть на противоречиях внешних сил и стремление спровоцировать на резкие шаги Россию, которую многие радикалы обвиняют в нерешительности, плюс желание заставить Москву более отчётливо определиться в своей политике по отношению к непризнанным государствам. В этом смысле Приднестровье как социально-политическая среда предпримет попытки приоткрыть свой занавес для Европы. Я думаю, что в ближайшее время присутствие Евросоюза на территории ПМР станет более заметным. Уже сейчас, по крайней мере, на протяжении последних полутора лет, осуществляются гуманитарные акции по приглашению молодых политиков в страны ЕС с ознакомительными целями, по общению молодых представителей молдавских и приднестровских элит и так далее", - проинформировала политолог.

"По мнению наблюдателей, Приднестровье ведёт игру на различных противоречиях с целью добиться реализации тех позиций, на которых настаивает Тирасполь. Речь идёт о признании или, по крайней мере, о торговле за наиболее устраивающие местные элиты условия интегрирования", - считает Гузенкова.

"Заявления о том, что ПМР готова интегрироваться не только в Россию, но и в европейское пространство - в известной степени новая тенденция. Это своеобразная разведка боем - приднестровские элиты хотят посмотреть, как будет вести себя российское руководство. Но если речь пойдёт о достаточно серьёзных политических шагах, то, думаю, Россия станет напоминать ПМР, каким образом и в каких объёмах и масштабах Москва помогала Тирасполю выстоять в чрезвычайно тяжёлых условиях экономической блокады, и то, что она до настоящего времени продолжает спонсировать социальный сектор Приднестровья", - полагает эксперт.

"Думаю, что представители ЕС интерпретируют интеграцию Приднестровья как достаточно долговременный проект. Никаких скорых решений по данному поводу нет. Идёт достаточно традиционная и уже не раз апробированная технология втягивания всё новых и новых территорий в так называемую "европеизацию" как многолетний, длительный, постепенный процесс, осуществляемый с помощью различных гуманитарных программ. Главным для ЕС является необходимость повернуть в свою сторону приднестровский социум, поставить определённые задачи, втянуть ПМР в многочисленные программы. А потом этот процесс уже будет развиваться на собственной скорости и собственном потенциале", - подвела итог Тамара Гузенкова.

Напомним, 3 июня спецпредставитель парламента Приднестровской Молдавской Республики Григорий Маракуца в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил, что "многовекторность развития - это нормальная международная практика". "Нам есть чему учиться не только у России, но и у всех других более развитых государств. С ЕС у Приднестровья были и есть контакты, и нужно продолжать их развивать. Мы еще совсем молодая республика, поэтому нам нужно стараться расти и брать все самое лучшее... С другой стороны можно и не вступать в какие-либо союзы, а просто вести политику нормального межгосударственного взаимодействия. Хотя возможно, что может в ближайшей перспективе, а может и в далеком будущем ПМР станет полноправным членом ЕС, либо нашей республике предложат членство в ЕС. Всё возможно, почему бы и нет", - сказал приднестровский депутат.