"Если проанализировать то, что сказал председатель комитета Госдумы России Алексей Островский в Тирасполе, и сравнить с тем, что говорит молдавская власть внутри страны и на встрече с западными политиками, то можно сделать вывод, что есть два плана урегулирования приднестровского вопроса", - заявил 30 мая 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM молдавский политолог, руководитель информационно-аналитического портала Ava.md Виталий Андриевский.

"Один план подготовлен для Москвы, - продолжил эксперт. - Согласно этому плану Молдавия становится федерацией, а Приднестровью предоставляются широкие права. ПМР получает право вето в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса или вхождения в ту или иную международную политическую, военно-политическую или экономическую организацию. Дополнительно Молдавия берет на себя обязательства выйти из ГУАМ, придать русскому языку особый статус и активно выступать против румынизации. Молдавия также готова к тому, чтобы в рамках пакетных соглашений говорить об отмене закона о запрете для лиц, имеющих двойное гражданство, занимать государственные должности или быть депутатами парламентов различного уровня. Более того, Молдавия готова отказаться от принятого в 2005 году закона об особом статусе Приднестровья. Этот вопрос также может быть включен в пакет соглашений. Алексей Островский также заявил, что миротворческие силы на территории Приднестровья будут находиться "до тех пор, пока не будет достигнуто мирным, политическим путем решение Приднестровского вопроса, и пока здесь будут склады с вооружением".

По мнению Андриевского, "российский парламентарий, судя по всему, добросовестно пересказал все то, о чем ему поведал президент Владимир Воронин". "Если бы Алексей Островский лучше знал ситуацию в Молдавии, то понял, что это называется "разводить лохов". Обычно это делали в беседах с западными политиками, рассказывая им, как расцветает в Молдавии демократия, как хорошо соблюдаются права человека. Однако Запад перестал верить молдавским властям на слово, стал проверять. Поэтому, наверное, они взялись за российских политиков. "План для Москвы" если и существует, то только для того чтобы развести излишне доверчивых российских политиков. Не будем говорить, что вообще не понятно, зачем к этому плану добавлять ГУАМ и румынизацию. И что такое румынизация в понимании Воронина и российских политиков. Поговорим о более существенных вещах. Например, какая нормальная страна может дать своему региону право вето по вопросам вступления в международные организации. Получается, что Приднестровье может заблокировать вступление Молдавии в ЕС. Скажите, кто-то поддержит такой план, если за вступление в ЕС сегодня в Молдавии готовы голосовать 70% населения?", - заявил политолог.

По его словам, в том, что говорил президент Воронин Алексею Островскому, безусловно, были и правильные, рациональные идеи. "Но их перепутали, специально или случайно, с такими идеями, которые не будут приняты населением Молдавии. Поэтому есть опасность, что они также могут быть заблокированы, как значительной частью общества в Молдавии, так и Западом, который очень болезненно реагирует на то, что его обходят в этом вопросе. А может быть Воронин специально это сделал, чтобы появилась возможность поторговаться с Западом накануне выборов. Выигрышность позиции Воронина в том, что не он озвучил "план для России". И всегда есть возможность сказать, что его не так поняли. И вообще он имел в виду совершенно другое. Президент Воронин и его команда не раз озвучивали свою позицию по вопросам урегулирования приднестровского конфликта. Так вот, по этому, другому плану, речь не может вестись о федерации, о каких либо правах вето, об отходе от закона 2005 года, о присутствии российских миротворцев, о статусе русского языка. Безусловно, проблему Приднестровья надо решать. Но ее нельзя будет решить кулуарно. В первую очередь, надо достичь договоренностей между Кишиневом и Тирасполем. И это должны быть такие договоренности, от которых выиграет население на обоих берегах Днестра", - подвел итог Виталий Андриевский.

Напомним, что на встрече в Тирасполе с президиумом Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики 29 мая глава комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский заявил: "Стремление руководства и населения Приднестровья к признанию независимости республики - это путь в никуда. Нам непонятно желание видеть Россию в качестве гаранта признания независимости Приднестровья, которое исходит с левого берега Днестра. Мы выступаем за территориальную целостность государств во всем мире. Более того, ситуация, которая сейчас сложилась в Приднестровье, подталкивает Россию, в первую очередь, к тому, чтобы выходить на достижение каких-либо конкретных договоренностей с Молдавией. Должно быть взаимное желание и Кишинева, и Тирасполя сесть за стол переговоров и выработать пакетное соглашение, которое устраивало оба берега Днестра". "Руководство Молдавии готово обсуждать и документально фиксировать принципиально важные для Приднестровья позиции", - подчеркнул Островский. По его словам, "молдавское руководство готово к рассмотрению вопросов о федеративных отношениях с Приднестровьем и предоставлении права вето Приднестровью в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса или вхождения в ту или иную международную политическую, военно-политическую или экономическую организацию". "В рамках пакета соглашений молдавское руководство также согласно вести переговоры о перспективах участия единой Молдавии в ГУАМ, а также обсуждать вопрос о придании русскому языку особого статуса, - заявил глава думского комитета. - Также возможно подписание конкретных соглашений о воспрепятствовании румынизации единой Молдавии. Молдавия готова к тому, чтобы в рамках пакетных соглашений говорить об отмене закона о запрете для лиц, имеющих двойное гражданство, занимать государственные должности или быть депутатами парламентов различного уровня. В Молдавии также понимают озабоченность приднестровцев относительно принятого в 2005 году закона об особом статусе Приднестровья. Этот вопрос также может быть включен в пакет соглашений. Если будет достигнута договоренность об объединении Молдавии этот закон фактически потеряет смысл".

В тот же день в ходе встречи с президентом Приднестровья Игорем Смирновым Алексей Островский подчеркнул, что "Российская Федерация считает, что, в первую очередь, решение должно быть таким, каким оно будет выгодно жителям Приднестровья". "Мы знаем о том, что 96% населения вашей республики высказались за суверенитет и независимость. (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого большинство избирателей высказались за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации, - прим. ИА REGNUM). Тем не менее, мы понимаем, что независимость Приднестровья на сегодня не готовы признать главные внешнеполитические игроки. Это и страны ЕС, и США. Мы считаем, что, в первую очередь, желание урегулировать проблему должно быть у Кишинева и Тирасполя. Только эти две столицы, в случае желания, смогут найти взаимоприемлемый вариант. Безусловно, при посреднических усилиях России и ряда других государств", - заявил Островский.