Презентация первого тома нового фундаментального издания "История русского искусства в 22 томах", подготовленного Государственным институтом искусствознания, состоялась 28 февраля в Москве. Обильно иллюстрированный 650-страничный том весом более 4 кг, посвященный искусству Киевской Руси XI - первой четверти XII в., выпущен издательством "Северный паломник" и напечатан в Италии. Тираж издания - 2 тыс. экземпляров.

Как "эпохальное предприятие" оценил выход первого тома новой истории русского искусства член-корреспондент РАН Герольд Вздорнов, передает корреспондент ИА REGNUM. Подобные проекты создаются с периодичностью примерно в 50 лет, подводя определенные итоги развития науки, отметил он. Данная "История русского искусства" является третьей фундаментальной работой такого масштаба с дореволюционных времен; предшествующий аналогичный труд в 16 томах вышел в 1950 - 60-х гг.

"Это действительно новая история русского искусства, - подчеркнул в своем выступлении член редколлегии издания, заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц. - В ней очень много открытий. История русского искусства в этом труде предстает в новом свете. Она лишена лакировки и построена исключительно на фактах".

Презентация совпала с годовщиной смерти директора института, известного ученого и общественного деятеля Алексея Комеча. Именно Комеч был автором замысла этой работы, ответственным редактором первого тома и автором двух глав. "Мы воспринимаем первый том "Истории русского искусства" как приношение памяти Алексея Ильича", - заявил преемник Комеча на посту директора Государственного института искусствознания Дмитрий Трубочкин.

Участники презентации высоко оценили роль Комеча в развитии искусствознания и в деле охраны культурного наследия в СССР и в современной России, в том числе в разработке законодательной базы охраны памятников. В связи с этим директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Юрий Веденин выступил с инициативой учреждения Государственной премии в области охраны культурного наследия им. А. И. Комеча.

"Алексей Ильич был в высшей степени значимым человеком для современной искусствоведческой мысли. В современной жизни, когда главным из всех искусств для нас является недвижимость, чувствуется отсутствие человека, который умеет сказать слова о сохранении памятников и умеет сказать их так, как умел он", - отметил, со своей стороны, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.

"Дух Алексея Ильича находится не только в этих стенах, но и за их пределами. Его вспоминают, им восхищаются, его цитируют, а значит - жизнь продолжается", - заключил он.