На фоне последних межцерковных конфликтов наиболее ярко проявляется неспособность властей Молдавии предложить обществу внятный сценарий консолидации государства, который учитывал бы, в том числе, и религиозную компоненту. Так прокомментировал 7 ноября 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM конфликт между Румынской патриархией и Молдавской митрополией Русской Православной Церкви молдавский политолог, директор программ кишиневского Института общественной политики Оазу Нантой.

"Любую религию я воспринимаю как набор догм, ограничивающих свободу мышления, что, однако, не означает необходимость ограничения свободы человека верить в того бога, в которого он считает нужным. Что касается Республики Молдова, то она является примером такого государства, где дела церковные являются придатком к политике. С одной стороны, мне непонятно, какое отношение глава Русской Православной Церкви, носящий имя Патриарха Московского и Всея Руси, имеет к Республике Молдова, если эта республика давно не является частью Российской империи? С другой стороны, мы имеем Румынскую православную церковь. Республика Молдова являет собой проекцию, наложение различных исторических событий. Когда-то и Румынская православная церковь имела на этой территории свою собственность и, соответственно, теперь заявляет о своем праве на присутствие в регионе", - заявил Нантой.

По его мнению, основная проблема Молдавии заключается не в самом конфликте между церквями, развернувшемся на ее территории. "Проблема, на самом деле, заключается в том, что на фоне этого межцерковного противостояния наиболее ярко проявляется неспособность всех властей Республики Молдова, начиная с объявления республикой независимости и до наших дней, предложить обществу внятный сценарий консолидации государства, который учитывал бы, в том числе, и религиозную компоненту", - подвел итог политолог.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение синода Румынской православной церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынии епархии "прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии". "Провокационные действия Румынской патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол", - отмечалось в декларации синода Православной церкви Молдавии.

Ранее духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви также назвало незаконным решение румынских коллег создать собственные епархии в Молдавии и Приднестровье. В резолюции, принятой 30 октября на внеочередном собрании духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии, отмечалось, что в Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви "с большим недоумением и возмущением" восприняли решение синода Румынской православной церкви.

Напомним, 24 октября в ходе очередного заседания синода Румынской православной церкви было принято решение о создании в составе Румынской патриархии семи новых епископатов. В частности, в "Бессарабской митрополии" решено было создать Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской патриархии отец Костел Стойка заявил, что эти "епархии существовали в Бессарабской митрополии до 1944 года и сейчас было принято решение об их возрождении по требованию румынских православных верующих".

Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".